Социальная сеть «Вконтакте», основанная российским программистом и предпринимателем Павлом Дуровым в 2006, представляет собой один из самых ярких примеров тех проектов, который был запущен ровно в то время, когда общество больше всего в нем нуждалось. Именно «Вконтакте» стал в свое время лидером на рынке социальных сетей.
Вначале создавать аккаунты в социальной сети мог только пользователь, у которого есть приглашение от других, так как сайт являлся закрытым. Однако после того, как «Вконтакте» начал развиваться, а его популярность расти, было принято решение сделать сеть открытой и предоставлять свободную регистрацию для всех желающих. Разработчики площадки объявили, что сеть будет полностью бесплатной и не будет содержать рекламы. В развитии крупнейшей российской социальной сети Павел Дуров осознавал необходимость правильной подачи ресурса. Потому он внедрял новые инструменты и технологии для продвижения бренда. И уже буквально через несколько месяцев компании пришлось переносить «Вконтакте» на другую платформу и расширять мощность, так как сеть нуждалась в большей производительности из-за стремительно растущего числа пользователей.
В 2021 году Mail.ru Group стали VK. Таким образом, благодаря глобальному ребрендингу сформировался новый пользовательский бренд. Ранее Mail.ru Group существовал в виде ее продуктов: Delivery Club, Вконтакте, Одноклассники, и мало кто догадывался, что это продукты одной компании. При этом, еще за два года до запуска нового бренда была начата работа по созданию экосистемы вокруг VK: была запущена единая система авторизации VK ID, платежный сервис VK Pay, программа лояльности VK Combo.
На первом этапе была разработана общая архитектура и смоделированы сценарии для переименования активов. После этого команда VK приступила к созданию визуального языка. Задача заключалась в том, чтобы сделать единую
визуальную систему для продуктов, но при этом избежать однообразия. Система опиралась на основные градиенты социальной сети, а именно логотип — монограмму, образованную слиянием букв V и K, синий цвет и фирменный шрифт VK Sans.
Поскольку теперь в рамках ребрендинга все новые активы компании были решено создать под брендом VK, необходимо было разработать новый подход для
оформления фирменного стиля суббрендов. Были выдвинуты следующие требования: визуально суббренд должен отражать свою принадлежность к VK, нести в себе корпоративную айдентику, но при этом айдентика каждого продукта должна оставаться достаточно уникальной, соответствовать его
позиционированию и задачам — а у каждого отдельного суббренда они разные. В итоге разработчикам предстояло найти баланс между сохранением единого образа, который подчеркнул бы принадлежность к одной компании, и уникальностью каждого продукта.
В конечном счете все логотипы было решено оформить по единой концепции — из иконки и текста, созданного фирменным шрифтом VK Sans Display. Иконки были отрисованы по общему принципу — это цветная форма на синем фоне с белыми геометрическими элементами. Но уникальность состояла в том, что у каждого продукта иконка была прорисована в собственном акцентном цвете суббренда. Что касается паттернов, единообразие системы было основано на схожей структуре, динамике и наклоне элементов. Однако для каждого продукта были предусмотрены уникальные формы элементов. Помимо этого, каждый
суббренд стал использовать свою стилистику иллюстраций, отражающую конкретные задачи.
Ребрендинг смог предоставить самостоятельность всем составляющим экосистемы VK, но при этом оставил их консистентными в рамках единой компании. Таким образом, новая визуальная айдентика ребрендинга ознаменовала новую ступень эволюции в компании.