УСЛУГИ
УСЛУГИ
Москва, Новодмитровская улица 1 строение 1, офис 34 Хлебозавод №9, корпус Марсаков

Сторителлинг: как писать продающие истории для вашего бренда

Мы слышим истории каждый день. Блогеры рассказывают об успешном успехе, классные книги цепляют сюжетом, а рекламные ролики превратились в мини-фильмы. Такой эмоциональный подход с погружением в контекст называют сторителлингом. В этой статье разбираемся, зачем рассказывать истории и как сделать так, чтобы все слушали.

Что такое сторителлинг, и почему это эффективно?

Сторителлинг в дословном переводе означает «рассказывание историй». Это популярный прием, который сейчас используют в маркетинге, бизнесе, индустрии развлечений и еще много где. Даже мы используем его каждый день, когда делимся историями из жизни, просто вместо выдуманных героев – мы сами.

Теперь немного научных фактов. Если очень упростить все труды нейробиологов, получается вот что: левое полушарие нашего мозга отвечает за все конкретное: логику, рациональность, анализ, последовательную обработку информации, а правое – за абстрактное: здесь все наши чувства, мечты, воображение, визуальные образы.

Причем тут вообще сторителлинг? Согласно исследованиям, сухие факты типа новостных текстов или цифр в презентации, мы воспринимаем левым полушарием, то есть не испытываем эмоций, наше воображение не создает образ. Всё меняется, если информацию превратить в историю. Тут уже есть и персонажи, а значит, есть кому сопереживать, есть сюжет, конфликт, развязка. В общем, приличная динамика. Активно включается правое полушарие, и мы эмоционально становимся частью истории, которую слышим.

Такое эмоциональное влияние подарило сторителлингу большую популярность. Истории помогают брендам укреплять связь с аудиторией, повышать лояльность и в конечном итоге продавать продукт.

Где можно рассказывать истории

Сторителлинг бывает четырех форматов: устный, письменный, визуальный и цифровой. Последний объединяет в себе все три, но существует только в digital-среде. Чаще всего историю рассказывают через такие каналы:
  • 1
    Соцсети. Яркий пример — stories в Instagram*. Они, в целом, и созданы для того, чтобы делиться кусочками своей жизни. Вспомните любой прогрев инстаблогера с рассказом о том, как тяжело было в начале, но он не сдавался и вот он тут, и вы тоже так можете. Обычно следом идет ссылка на продукт/услугу — так сторителлинг работает в продажах.

    *Instagram принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
  • 2
    E-mail рассылка. Истории — то немногое, что спасает надоедливую или скучную рассылку от отписок. В качестве классного примера: письмо ювелирного бренда Avgust о том, как создавался их ежегодный журнал.
  • 3
    Слоган. Короткая фраза, демонстрирующая ценности бренда, транслирующая его базовые принципы. Благодаря слогану потребители должны понять, насколько продукт близок им эмоционально. Одним из самых ярких слоганов в истории брендинга, например, считается Just Do It («Просто сделай это») от Nike. Он демонстрирует, что продукция компании предназначена не только для спортсменов, а для всех, кто стремится к цели.
  • 4
    Сайт. Сайты-истории подходят не всем, здесь нужно внимательно относится к сфере. Вот хороший пример проекта «Жили-были» от портала «Такие дела». Сама структура сайта сделана в формате сторителлинга — чтобы узнать информацию, нужно погрузиться в историю.
  • 5
    Видео. Сериалы, фильмы, прямые эфиры, ютуб-видео, рекламные ролики. Рассказать историю через визуал — не самая простая, но самая очевидная задача. Вот, например, недавний ролик IKEA о том, как уютный дом делает счастливыми даже троллей, живущих под мостом. Не самый свежий, но очень наглядный пример рекламного сторителлинга есть у Сбербанка. Трогательная история о прошлом удачно вписана в реальный контекст.
  • 6
    Персональные выступления. Вы можете превратить факты и цифры в историю о том, как создавался проект или, например, сделать личную историю основой своего выступления. Хороший пример: лекция канадского актера и комика Пардиса Паркера о том, почему деньги — совсем не то, что нужно для наследия.
  • 7
    Статья/Лонгрид. БольшАя часть текстов в Т-Ж и vc.ru написаны в формате сторителлинга. И это хорошо работает, потому что объяснять сложные вещи просто и интересно легче, когда превращаешь их в историю. Так, мы рассказывали об одном из самых масштабных проектов Пленума — ребрендинге Skypark.

Как создать историю

Мономиф или путь героя
В 40-х годах прошлого века американский ученый Джозеф Кэмпбелл провел большое исследование. Он проанализировал мифологию разных культур и выяснил, что все мифы строятся по одной и той же структуре. Идею о схожести конструкции он назвал мономифом, а сам сюжет — и есть «путь героя».

Эта техника знакома нам с детства: мономиф — это подавляющее большинство сказок, мультфильмов, приключенческих историй и мифов, соответственно. Всего в «пути героя» есть 12 этапов, каждый из которых соотносится с реальной жизнью. По этой технике сняты «Звездные войны», «Матрица», «Гарри Поттер», «Человек-паук» и много других хороших фильмов.
Сюжетная гора
Это разновидность мономифа, отличающаяся более динамичным сюжетом и, чаще всего, не очень хорошей концовкой. Динамика может быть выражена в том, что герой неоднократно сталкивается с препятствиями, которые постепенно становятся все сложнее. К примеру, всем известный «Колобок» написан именно по этой технике. Все поучительные истории про сложные проекты и жизненные неудачи — тоже здесь.
Sparklines или сравнение
Любимые всеми истории до/после или ролики в духе «как есть/как могло бы быть». Так, популярная серия от Snickers «Ты — не ты, когда голоден» — как раз об этом.
Начать с середины или in media res
Уже не самый оригинальный прием, который при правильном применении все же оживляет даже самый незамысловатый сюжет. В технике in media res нелинейное повествование. Нам показывают сначала кульминацию, а потом как бы отматывают к тому, как все начиналось. Вы наверняка вспомнили пару любимых детективов с такими сюжетами. Популярный сериал «Как избежать наказания за убийство» — яркий пример такой техники.
Лепестки
В этой технике лепестки — это разные истории, каждая из которых подводит нас к центральной теме. Лепестки повествования пересекаются между собой и подводят нас к главной мысли, доказывают важность послания. Отличный пример — реклама S7 Airlines, напоминающая о том, как прекрасна наша планета — вдохновляет поскорее купить билет куда-нибудь сразу после просмотра.
Фальстарт
В этой группе находятся все истории с неожиданными концовками. Как правило, начинается все довольно банально и в центре сюжета известный всем сценарий. Мы, конечно, уже точно знаем, чем все кончится, но не все так просто. Такой прием часто используют при создании коротких видео типа Reels, TikTok, YouTube Shorts и даже мемов — это ведь тоже сторителлинг в визуально-цифровом формате. Один из примеров техники в рекламном ролике — давнее видео Mercedes — удачное сочетание динамичного сюжета и актерской игры.
Рамка
В этой технике рассказывают несколько историй, они существуют по отдельности, но объединены ключевой идеей. Такое повествование часто можно встретить в серийных рекламных роликах, где рамкой является послание бренда, переданное с помощью отдельных героев и сюжетов. В качестве примера сразу вспоминается яркое сотрудничество Ивана Урганта с «Альфа-банком», где ключевой идеей было позиционирование банка как честного партнера.

Как создать свою историю

  • 1
    Найдите целью. Даже если вы хотите просто развлечь аудиторию — вам нужно поставить четкую цель. Хорошая история с юмором наверняка прибавит вам лояльных клиентов, так, может быть, это то, что вам нужно? Или вам нужно увеличить продажи? Определите конечную точку, чтобы сторителлинг соответствовал ожиданиям.
  • 2
    Определите аудиторию и формат. Как только поставили цель, найдите тех, для кого вы придумываете историю. Есть бренды с довольно широкой аудиторией — у каждого сегмента свои интересы, триггеры и боли. Часто у таких брендов можно увидеть несколько рекламных роликов с разными посланиями для каждой группы, либо с одним посланием в разной «упаковке». Подумайте о том, для кого вы пишите и найдите точки соприкосновения с клиентом. Где вашу историю услышит тот, кому она адресована?
  • 3
    Придумайте историю. История от просто текста отличается тем, что в ней, помимо прочего, есть герой. И это, пожалуй, ключевой момент. Опытные копирайтеры советуют строить рассказ вокруг персонажа — желательно, чтобы при этом он был человеком, либо же существом с человеческими качествами и поведением. Так, например, все маскоты разных брендов — это тоже сторителлинг, легенда, которая оживляет бренд. В процессе создания всегда помните о том, что вы хотели сказать аудитории изначально. А еще постарайтесь сделать историю эмоциональной и динамичной, ведь ваша задача — вызвать у читателя определенные чувства.
Нет такого инструмента, который гарантированно принесет бренду лояльных клиентов и высокие чеки. Но мы точно знаем одно: хорошего продукта мало. Клиенты больше не выбирают одно лишь качество, они выбирают вещи со смыслами. Хорошие истории делают жизнь интереснее, а бренды — ярче. И да, рассказывают о смысле. В конце концов, вся наша жизнь состоит из историй. Так почему бы вашему бренду не стать одной из них?

Автор:


Александра Гуди
Ассистент PR-отдела

Дата:
24 января 2023



Наши услуги

Разработаем верное позиционирование бренда, которое поможет отстроиться от конкурентов и усилит бизнес. В стоимость включена разработка стратегии позиционирования как для новых компаний, так и для отдельных продуктов уже существующих брендов.

Визуальная концепция бренда от Plenum.cx — это логотип и фирменный стиль, которые обеспечат уникальность и узнаваемость бренда в каждой точке контакта с потребителем.

Разрабатываем фирменный стиль компании от логотипа до брендбука. Для новых и существующих брендов. Закажите разработку фирменного стиля в Plenum, оставьте заявку, чтобы узнать стоимость работ info@plenum.ru.

Создадим креативный контент для вашего бренда текстовые и графические материалы, видео, иллюстрации для решения любых задач. При разработке используем современные инструменты, учитываем потребности ЦА и практики конкурентов.

Похожие материалы

Для получения подробной информации о наших услугах оставьте заявку на нашем сайте или напишите на электронную почту info@plenum.ru.
2006 — 2024 © Plenum
Проектные запросы info@plenum.ru
Для соискателей hello@plenum.ru
Москва, ул. Новодмитровская, 1с1
8 495 109-99-65