Обсудить проект
УСЛУГИ
УСЛУГИ
Москва, Новодмитровская улица 1 строение 1, офис 37, Хлебозавод №9, корпус Марсаков

Мы используем Cookie
Они помогают сайту работать, а нам — становиться лучше. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Мы используем Cookie
Настройки
Обязательные cookies нужны для корректной работы сайта. Остальные вы можете выбрать сами.
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.

Что такое брендбук и зачем он нужен?

Если попробовать обобщить десятки различных определений и интерпретаций этого термина всевозможными сайтами, брендинговыми агентствами и маркетологами, то мы получим следующее определение: «Брендбук — это полное описание бренда, включающее его смысловые и визуальные константы».
———
А теперь давайте разбираться, что такое смысловые и визуальные константы и зачем вообще их описывать.
Маркетинговая задача любого бренда заключается в том, чтобы стать понятным и узнаваемым для аудитории. Для этого в компаниях разрабатывают единые правила и принципы, по которым работают все внутренние и внешнии коммуникации. Если всё делать правильно, то у потребителей складывается четкое представление о бренде, растет его узнаваемость и лояльность к нему.
Вроде бы все просто, но есть один нюанс, практически всегда в этом процессе задействованы десятки, а иногда и сотни людей. Для того чтобы вся эта толпа работала в одном направлении, эти единые правила и принципы необходимо чётко сформулировать и зафиксировать. Тогда даже самый младший стажер сможет быстро разобраться, что делать можно, а что запрещено под страхом смерти, ну или увольнения.
Эти единые правила и принципы и есть смысловые константы, описываемые в брендбуке.
Чаще всего они включают в себя: идею бренда, его миссию, стратегию, позиционирование, ценности, эмоциональные и рациональные преимущества, тональность коммуникаций, а иногда даже и подробное описание основных сегментов целевой аудитории с их барьерами и мотивациями.
Опираясь на эти константы, вы без лишних проблем сможете правильно выбрать что, где и когда сказать вашей аудитории. Выстроить коммуникации таким образом, чтобы у потребителя не было даже возможности перепутать вас с конкурентом или просто не узнать ваш бренд.
Вторая, и по сути самая объемная часть брендбука, это описание визуальных констант бренда, то есть всех его графических элементов и правил работы с ними.
Казалось бы, лепи логотип покрупнее и будет тебе счастье, зачем вообще этот брендбук нужен, только бумагу марать зря. Но к сожалению всё намного сложнее. Современный графический язык может состоять из десятков элементов, которые помогают бренду не потеряться среди конкурентов и подчеркивают его индивидуальность. При этом то, как мы применяем эти элементы, не менее важно, чем они сами.
Для того чтобы логотип, шрифты, цветовая палитра, верстка, фотостиль, иллюстрации и другие графические элементы создали уникальный визуальный образ бренда, они должны применяться согласно четким правилам стиля. Элементы похожи на детали разобранного шкафа из IKEA: если собирать без инструкции, то вместо САНДЛАНДЕТА можно легко получить КВЭЛЛЬСВАРД, а то и ОДЕНСВИК.

Какие задачи вы сможете решить с помощью брендбука:

  • Донесете сотрудникам и партнерам миссию, ценности и позиционирование вашей компании, то чем вы отличаетесь от конкурентов.
  • Поймете что, где и как говорить вашим потребителям, разберетесь в их мотивах и барьерах.
  • Зафиксируете идею визуального решения бренда — почему вы выглядите именно так и зададите вектор для развития системы в будущем.
  • Закрепите правила оформления носителей бренда для всех коммуникаций онлайн и офлайн. Эти правила нужны как сотрудникам, так и подрядчикам.
  • Получите единое решение для оформление любых точек контакта потребителя с брендом, как текущих, так и будущих, что позволит повысить его узнаваемость.
  • Брендбук сэкономит время и деньги при разработке типичных для бренда задач и регулярных сценариев.

Самые распространенные ошибки

«Мы только начали работать, нам ещё не нужен брендбук!»
Важно понимать, что брендбуки нужны не только зрелым компаниям, но и новичкам на рынке. У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление, поэтому крайне важно с самого начала правильно себя презентовать потребителю. Для новых брендов мы в агентстве фиксируем базовые константы и необходимый минимум точек контакта, чтобы по мере роста и развития бренда, появления новых точек и носителей, получить стройную визуальную систему.
«Мы работаем уже 20 лет без всяких брендбуков, зачем он нам теперь?»
Для больших компаний брендбук — это в первую очередь важный инструмент, позволяющий управлять визуальной системой и регламентировать ее работу. Он подсказывает, что можно делать и что нельзя, что можно поменять, а что является константой. Брендбук поможет оптимизировать ресурсы и существенно снизить расходы.

Кому пригодится брендбук?

Развитие собственной сети
Без разработанного брендбука, открывая новый магазин, филиал или представительство, вы каждый раз будете начинать фактически с нуля. Оформление экстерьера и интерьера, размеры вывесок, навигация, стартовые коммуникационные материалы, инструктирование сотрудников и много другое, по сути, являются шаблонными процессами, которые можно единожды описать в брендбуке и тиражировать сколько угодно. Брендбук может помочь существенно облегчить открытие дополнительной точки, и создать основу для быстрого развития сети в целом.
Развитие франчайзинговой сети
Брендбук необходим не только для внутренней работы компании, но и для развития франчайзинговой сети. Сформулированные и зафиксированные визуальные константы — это необходимый инструмент, часть сделки, который позволит не думать об оформлении и коммуникациях и просто пользоваться результатом. Грамотный брендбук может стать определяющим аргументом в пользу потенциального сотрудничества с компанией.

Из чего состоит брендбук?

———
С помощью брендбука можно сформировать целостную картину бренда. Брендбук состоит из:
1

Общего раздела, рассказывающего про миссию бренда, его позиционирование, идею, стратегию, позиционирование, ценности, эмоциональные и рациональные преимущества и тональность коммуникаций, а так же описывающего основные сегменты целевой аудитории, их барьеры и мотивации.
2

Раздела, фиксирующего базовые элементы фирменного стиля, из которых потом собираются носители: знак, логотип, шрифты, типографика, фирменная графика, фотостиль и иллюстрации. Также этот раздел брендбука может включать другие важные обязательные элементы, например, тональность бренда.
3

Раздела с описанием носителей бренда. Для крупных брендов этот раздел будет поделен на подразделы: деловая документация, печатные материалы, реклама, digital и так далее.
4

Для проектов, в которых есть необходимость описать пространство, появятся соответствующие разделы по навигации, интерьеру, экстерьеру.

Этапы разработки брендбука

———————
Брендбук является итоговым документом, который описывает и фиксирует все изменения в визуальной системе бренда. Работа над брендбуком строится по следующему алгоритму.
Этапы работы:
Погружение
и исследование
Проводим исследования и аналитику. Определяем целевую аудиторию и ее потребности, анализируем конкурентов.
Анализ существующих
коммуникаций
Проводим анализ существующих носителей стиля и используемых каналов коммуникации, фиксируем проблемы визуального оформления.
Обновление
визуальной системы
На основе полученной информации разрабатываем и обновляем концепцию визуальной системы и прорабатываем все носители.
Гайдирование и разработка
брендбука
В брендбуке собираем воедино все элементы фирменного стиля бренда.
Определяемся
с форматом
Выбираем дизайн и формат: какая требуется версия — печатная, электронная или интерактивная, какой будет дизайн — уникальный и раскрывающий визуальную систему или типовой.
Прорабатываем
структуру
Продумываем структуру, то есть внутреннюю организацию брендбука.
Подготовливаем
контент
Работаем над текстами разделов и подготовка технических спецификаций, корректировка и подготовка брендбука для публикации.
Финализируем
элементы
Подготавливаем все необходимые графические элементы, шаблоны и макеты.
Мне разработали брендбук. Что дальше?
Процесс разработки брендбука может занимать долгие месяцы усердной работы агентства и команды заказчика. Для того чтобы приложенные усилия не оказались пустой тратой времени и денег, необходимо научиться правильно пользоваться полученным результатом.
Самое главное, что нужно запомнить — брендбук не работает на полке! Как неоднократно упоминалось выше, брендбук это инструмент, и в правильных руках он во множество раз окупит свою стоимость.
Желательно, чтобы абсолютно все сотрудники имели хотя бы общее представление о содержании брендбука, ведь философия бренда должна быть неразрывна связана с корпоративной жизнью компании.

А для бренд-менеджеров, пиарщиков, маркетологов, дизайнеров, SMMщиков, продукт-менеджеров, HRов, отдела развития и всего топ-менеджмента, брендбук должен стать главной настольной книгой. Правильный брендбук — это ответ на любой вопрос, связанный с брендом и его коммуникациями.

Автор:


Мария Друганова
PR-директор

Дата:
21 апреля 2023



Примеры разработанных брендбуков

Давайте обсудим проект

Планируемый бюджет
 
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку своих персональных данных.

2006 — 2024 © Plenum.cx
Проектные запросы info@plenum.ru
Для соискателей hello@plenum.ru
Москва, ул. Новодмитровская, 1с1
8 495 109-99-65