— Хочу рассказать о наблюдении, сделанном мною за время работы в маркетинговом консалтинге, особенно, за последние 2 года, когда пришлось очень много взаимодействовать со средним и крупным российским бизнесом. Интересно, что пазл окончательно сложился даже не на работе, а после недавней беседы с моим хорошим приятелем, который лет 14-16 назад на пару со своим однокурсником открыл интернет-магазин по продаже товаров для дома и ремонта. К 2014 году у партнеров уже было где-то 7 разных интернет-магазинов и еще примерно столько же оффлайн-точек, продающих не только все для дома и ремонта, но и спортивный инвентарь, наборы для вышивания, украшения для интерьера и, наверняка, много чего еще. Магазин этот жив и по сей день.
Я не просто так написал, сколько у ребят было магазинов к 2014 году, а не к нынешнему. В 2018 они закрыли очередную розничную точку (на сегодняшний день их осталось только 3) и прикрыли два из 7 интернет-магазинов. А еще сократили число сотрудников с 200 на пике в 2014 до примерно 90 человек на момент написания статьи.
Вы, наверное, сделаете вывод, что по компании, очевидно, не по-детски ударил кризис 2014 года. И будете правы и неправы одновременно. Кризис повлиял, но был не причиной, а лишь спусковым крючком. Моя заметка, как раз, о причине бед компании моего приятеля и его партнера по бизнесу, а также тысяч других компаний. А еще о том, почему большинство из них обречены на медленную (хотя иногда и не очень) и точно мучительную смерть.
Итак, давайте посчитаем, какой был год на дворе, когда наши герои решили заняться бизнесом. Примерно 2002-2004. Жирные годы. Экономика растет как на дрожжах, спасибо Путину ценам на нефть и относительно спокойной обстановке в мире, не мешающей иностранцам инвестировать в развивающиеся рынки. Частные компании в эти годы плодятся, отпочковываются и просто возникают пачками. А что? Покупательная способность населения растет невиданными темпами, люди сметают с полок абсолютно все и почти сразу после того, как товар успевают туда положить (еще бы, полки-то караулили с 89 года). Бизнесменом может стать практически любой, к тому же, теперь это еще и довольно безопасно, не то что в конце 90-ых. MBA и вообще какого-либо вменяемого и хотя бы относительно профильного образования в сфере бизнеса и маркетинга пока не появилось. Да и не нужно оно начинающим и продолжающим русским предпринимателям - нет времени, надо быстрее производить, продавать, покупать и перепродавать.
Вот и наши герои, не успев закончить Московский Институт Стали и Сплавов (МИСиС можете заменить почти на любой другой вуз), пустились покупать и продавать. А вместе с ними тысячи и десятки тысяч других предприимчивых людей, желавших себе долгожданной независимости от начальника и от системы, а своим семьям - достойной жизни. Хорошая же тема, скажете вы. И будете снова правы и неправы одновременно.
2014 и последующие годы показали, что бесконечного роста не бывает (причем, эта особенность экономики известна всем, кто имеет экономическое или бизнес-образование). Экономика остановилась и даже местами начала пятиться назад. Люди перестали покупать все подряд и за любые деньги, потому что любых денег у них больше не было. Рынок стал сжиматься, и компании почувствовали плечи конкурентов. Оказалось, что за покупателя нужно бороться. Как бороться? В крупную клетку есть только два инструмента: снижение цены или повышение качества и привлекательности своей продукции.