Обсудить проект
УСЛУГИ
УСЛУГИ
Москва, Новодмитровская улица 1 строение 1, офис 37, Хлебозавод №9, корпус Марсаков

Мы используем Cookie
Они помогают сайту работать, а нам — становиться лучше. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Мы используем Cookie
Настройки
Обязательные cookies нужны для корректной работы сайта. Остальные вы можете выбрать сами.
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.

Туристический брендинг в России: как города привлекают туристов

Внутренний туризм — примета времени. Все больше людей выбирают путешествия по стране, открывают для себя новые города и маршруты. Многие недооцененные раньше локации наконец находят своих посетителей, а дизайн территорий хорошеет и обретает структуру. В этой статье рассказываем, что такое туристические бренды и как они влюбляют на расстоянии.

Что такое туристический брендинг?

Туристический брендинг — это превращение точки на карте в уникальный набор ассоциаций, яркий образ, который привлечет туристов. Это понятие немного шире, чем брендинг территорий, так как включает в себя и брендирование отдельных объектов — например, культурных и архитектурных памятников.

Но чаще всего туристический брендинг тесно связан с географией. Это лучше всего заметно на примере двух российских «столиц». Петербург давно известен как город музеев — туда едут закрывать культурные гештальты и бродить по улочкам, рассматривая памятники архитектуры. На этом образе строятся туристические маршруты, открываются заведения и производится огромное количество мерча. Москва же, несмотря на свою космополитичность, в первую очередь создает имидж делового города.

И, может быть, количество архитектурных памятников в обеих столицах совершенно одинаковое, но набор ассоциаций — разный. И этот образ всегда влияет на цель приезда, популярные локации, маршруты и список покупок.

Для чего нужен турбренд?

Во-первых, это красиво. И к тому же положительно влияет на экономику региона. Любая территория конкурирует за аудиторию — так же, как и другие бренды. Всего существует 4 категории людей, которые мечтает привлечь любой развивающийся город:
Местное население
Жители — главные амбассадоры города, а отток людей из российской провинции — ключевая проблема развития регионов. Поэтому хороший туристический брендинг включает в себя ежедневный комфорт местных жителей и часто становится той перспективой, которая необходима для планирования будущего.
Туристы
Экономика региона в сезонный период всегда чувствует себя значительно лучше обычного, поэтому каждый город, завлекая туристов, конечно, преследует финансовые цели.
Молодежь и специалисты
Объединим в одну категорию, ведь нет ничего надежнее и привлекательнее, чем город, который может дать тебе и образование, и работу.
Инвесторы и предприниматели
Привлечение инвестиций в городскую среду — скорее, показатель успешного внедрения и развития туристического бренда. Эта категория всегда приходит последней, но делает значимый вклад в будущее локации.

Что можно брендировать на территории?

Для начала, важный дисклеймер: туристический бренд нельзя сделать на пустом месте. Ему нужна прочная основа из реальных вещей, которым просто нужно больше яркости и огласки. Точно также нельзя сделать турбренд, основанный исключительно на исторической составляющей среды, если она никак не развивается. Древняя архитектура и мистические легенды — отличный фундамент, но если он никак не коррелирует со стратегией развития на ближайшее время — вряд ли туристический бренд можно назвать качественным. Настоящий восторг — это уважение к прошлому и заинтересованность в будущем, оформленные в дизайн, который отражает жизнь города сегодня.

А теперь, к примерам.

Брендировать на территории можно все — начиная от самой территории, заканчивая конкретными объектами. Пройдемся по основным направлениям.
Страна
Один из любимых наших проектов в этой области — Туристический бренд России, к созданию которого причастна команда Пленума и другие профессионалы из индустрии: Владимир Лифанов (Супрематика), Денис Шлесберг (Артоника), Эркен Кагаров (Студия Артемия Лебедева) и Сергей Рассказов, независимый шрифтовой дизайнер.

Задача проекта — создать единый и узнаваемый образ, который будет одинаково понятен и местным жителям, и иностранцам, а также отстроит Россию от набора устаревших стереотипов вроде медведя и балалайки, и отразит многообразие территориальных и культурных особенностей страны.

Созданный знак — стилизованная супрематическая карта России, которая объединяет в себе все главные туристические направления: Крым, Кавказ и южная часть России, Европейская равнина, Уральские горы, Сибирь, Чукотка, Камчатка, Дальний Восток и Сахалин, Байкал. Концепцию назвали «Россия — здесь целый мир», но мир не только климатический, но и культурный. Путешествие по России — это возможность одновременно изучить древние традиции и открыть для себя современное искусство, увидеть нетронутую природу и развивающиеся мегаполисы.

Для нового бренда специально разработали шрифт «Russian» в латинской и кириллической версиях. Он вдохновлен шрифтовым работами русских конструктивистов ХХ века и основан на допетровской кириллице, при этом отлично вписан в современную айдентику.
Область или город
В последние несколько лет появилось много свежих примеров создания и обновления турбренда городов и целых областей. Рассказываем про любимые и заметные.

Урюпинск

Самый ироничный брендинг города или Как заработать на своих недостатках. Урюпинск долгие годы сохраняет статус собирательного образа российской глубинки — становится героем анекдотов и местом, где никто не хотел бы оказаться. При этом город постоянно развивается и явно не заслуживает звания главной «дыры». Но бороться с общественным мнением иногда бывает дорого и бессмысленно, поэтому в 2010 году местная администрация приняла правила игры и зарегистрировала знак «Столица российской провинции».

С тех пор местная команда занимается развитием бренда — разработана айдентика и бренд-платформа, в основе которой 6 ценностей: экологичность, мастеровитость, духовность, юмор, самостоятельность и традиционность.

С юмором у местных жителей действительно особые отношения. В 2017 году здесь даже поставили памятник Карлу Марксу, который отсылает к классическому анекдоту про Урюпинск поздних советских времен:

Идет экзамен по истории марксизма-ленинизма, профессор задает студенту вопросы:
— Расскажите, кто такой Маркс?
— Я не знаю, никогда не слышал.
— А кто такой Ленин? Как расшифровывается КПСС?
— Не знаю: кто-то, что-то, да просто слово такое.
— Юноша, вы откуда?
— Я из Урюпинска.

Профессор вздыхает, ставит что-то в зачетку, отдает ее и говорит мечтательно: «Брошу все и уеду в Урюпинск». Последняя фраза, кстати, стала слоганом города.

Рязань

Еще один проект нашей команды, которым мы гордимся. Это не полноценный туристический бренд, а туристическая навигация — неотъемлемая часть системы, которая также формирует облик города.

Городская администрация Рязани, которая обратилась к нам с этим запросом, хотела качественно улучшить перемещение местных и приезжих по городу. Раньше люди пропускали многие интересные места, думая, что в городе нечего посмотреть кроме Кремля. Изучив город вместе с экскурсоводами, мы убедились в обратном — на полноценный осмотр нужно не меньше двух дней.
Рязань — эклектичный город: историческая деревянная застройка соседствует с современной советской архитектурой, древние храмы с ярким представителем «капрома» — «домом-яйцом», а Рязанский Кремль с Музеем ВДВ.

Этот самобытный культурный код мы отразили в навигации. Основной материал стел — тонированный бетон, отсылающий к исторической каменной застройке. В бетоне вырезан фирменный паттерн, вдохновлённый традиционной местной вышивкой с узором «денежки». Именно вырезан — потому что узнаваемый элемент города — резные наличники. Насыщенный красный цвет появился как отсылка к киновари — густой красной краске для росписи икон. Резные деревянные элементы также перешли в графику — например, в стилистику иконок и иллюстраций.

Тюмень

А это проект наших коллег из агентства Liteshop для Тюмени — города, где начинается Сибирь. В основе креативной концепции принцип перехода от старого к новому, от консервативного к развивающемуся, от классического к современному. Так команде удалось отразить особенность города, в котором уживаются европейские деловые традиции и сибирский характер.
Природные и культурные достопримечательности
Туристический бренд может принадлежать конкретному объекту. Так, долгие годы продолжаются попытки создать айдентику для Байкала, но пока локация остается популярной только за счет природной уникальности. Другое дело — культурные достопримечательности — музеи, театры, концертные залы и другие общественные пространства стали уделять намного больше внимания своим брендам и дизайн-решениям.
Один из примеров — айдентика городка писателей «Переделкино», который сейчас функционирует как дом-музей и открытое общественное пространство с парковой зоной. Визуальная система отсылает нас к историческому прошлому локации, позволяет окунуться в атмосферу литературных вечеров, уединенного творчества и проникнуться духом времени.
Маршруты и события
Другой вид туристического брендинга внутри страны или города — это маршруты и события. Наверняка, вы слышали о Золотом кольце России и крупных российских фестивалях: Дикая мята, Архстояние, Signal, Бессонница и пр. Брендирование таких мероприятий и отдельных маршрутов — часть общего бренда города, которая хорошо работает самостоятельно и часто становится дополнительной причиной для посещения соседних территорий.
Туристический брендинг — это всегда совокупность точного дизайн-решения и выверенной стратегии. Работа над созданием и развитием бренда ведется годами и требует большого количества ресурсов, но возможность вдохнуть жизнь в город и поделиться местной культурой — точно того стоит.

Автор:

Александра Гуди
PR-менеджер

Дата:
18 июня 2024



Похожие материалы
Для получения подробной информации о наших услугах оставьте заявку на нашем сайте или напишите на электронную почту info@plenum.ru.
2006 — 2024 © Plenum
Проектные запросы info@plenum.ru
Для соискателей hello@plenum.ru
Москва, ул. Новодмитровская, 1с1
8 495 109-99-65