Главную мысль из этого пассажа можно сформулировать так: в случае креативных материалов, продукт, который производит и продаёт агентство, по форме и по содержанию полностью соответствует конечному результату, который ожидает и покупает заказчик. Заказчик пришёл за логотипом, агентство его разработало, заказчик подписал акт выполненных работ, забрал логотип и довольный ушел размещать его там, где душе угодно. Та же история с рекламным роликом и с дизайном посадочной страницы.
Со стратегическими видами работ всё так гладко не работает. Допустим, клиент заказал у нас услугу «разработка стратегии бренда». В парадигме взаимоотношений «заказчик и подрядчик» перед стартом проекта мы как обычно прописываем состав работ в договоре – «Презентация в формате PDF с описанием ключевых сегментов целевой аудитории бренда, их мотиваций, драйверов и барьеров, …». Потому что в данном случае продукт, который фактически произведёт на свет агентство, – это действительно всего лишь презентация в формате PDF. Которая по договору так же точно будет передана заказчику с тем, чтобы он дальше пошёл и … сделал что?
Вооот!
Тут и появляется главная проблема. Продукт, который производит агентство, не является тем, что на самом деле покупает заказчик. Презентация в PDF имеет для заказчика очень низкую ценность, если в процессе ее разработки (интервью, встречи, воркшопы) у него не поменялось или хотя бы не стало более чётким понимание своего бренда, своих потребителей или рынка, на котором существует бренд. Только подобные подвижки в сознании менеджмента влияют на позитивные изменения в бизнесе. И если владелец компании и директор по маркетингу вышли с презентации стратегии с понимаем своих потребителей и ценностным предложением своего бренда на устах, то им больше не нужна наша презентация в PDF, они и без нее смогут прорастить это понимание в компании и заставить маркетинговые процессы работать. А вот если они вышли без такого понимания, то будьте уверены, – PDF-презентацию в компании больше никто не откроет, и она будет много лет собирать пыль на полке, то есть на корпоративном сервере.
Еще раз главная мысль: продавая стратегические продукты, мы, агентства, все еще продаем презентации в PDF, в то время как должны продавать осознание ситуации на рынке, видение различных путей развития бизнеса и решения его проблем. И наши «заказчики» должны воспринимать стратегическую работу именно так – не как легко отчуждаемый продукт, который можно засунуть в рамки строгого ТЗ, а как работу по расширению собственного видения и мышления с помощью специалистов, отлично разбирающихся в маркетинге.