Обсудить проект
УСЛУГИ
УСЛУГИ
Москва, Новодмитровская улица 1 строение 1, офис 37, Хлебозавод №9, корпус Марсаков

Мы используем Cookie
Они помогают сайту работать, а нам — становиться лучше. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Мы используем Cookie
Настройки
Обязательные cookies нужны для корректной работы сайта. Остальные вы можете выбрать сами.
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.

Онлайн направо,
офлайн налево

Доля онлайн-торговли во всем мире растет, а крупнейшие ретейлеры продолжают вкладывать деньги в развитие офлайн-магазинов. Давайте разберемся, почему так происходит.
В разных категориях доля онлайна растет с разной скоростью. Электронику потребитель уже готов спокойно покупать без визита в обычный магазин. С одеждой и обувью сложнее, но теперь можно заказать доставку нескольких размеров и выбрать подходящий. А вот покупать продукты онлайн многие не могут в принципе — людям ведь только у прилавка приходит озарение на тему «что я сегодня приготовлю» или «что я хочу сегодня на обед».

Этим можно объяснить в том числе и появление офлайновых продуктовых магазинов Amazon Go. К тому же, доля тех, кто заранее составляет список покупок и потом строго его придерживается, всегда была небольшой и расти не собирается. Так что офлайн-ретейлеры еще долго будут зарабатывать на покупателях, полубессознательно вывозящих из магазина тележки, наполненные продуктами, при том, что зашли всего-то за хлебом, яйцами и молоком.

Причина №1

Покупать продукты онлайн многие не могут в принципе — людям только у прилавка приходит озарение на тему «что я хочу сегодня на обед»

Онлайн часто используется как каталог товаров или как место, где можно сравнить цены, но потребность у людей «пощупать» товар перед покупкой никуда не делась. При этом после того, как покупатель побывал в офлайне, он часто возвращается в интернет, чтобы совершить там покупку. Именно поэтому в последние 10 лет компании в сфере B2C все чаще используют термин «омниканальность» (от англ. Omni — везде), то есть они не делают акцент на каком-то одном канале — онлайн или офлайн, — а присутствуют везде и дают возможность потребителю самому выбрать удобный формат покупательского пути.

В связи с этим неуместно говорить, что онлайн борется за покупателей с офлайновыми магазинами или наоборот. Популярность онлайн-магазинов только на руку магазинам в физическом мире — первые делают вторых лучше и интереснее. Теперь, когда функциональный шопинг («я точно знаю, что мне нужно, и просто хочу купить это быстро и выгодно») переходит в онлайн, основной причиной ходить в реальные магазины стало желание получить удовольствие и приятный опыт. Магазины делают все, чтобы людям было комфортно выбирать, вдохновляют покупателей на новые интересные решения и просто заботятся о том, чтобы в магазине хотелось проводить больше времени. Удачные примеры: гипермаркет «Глобус», «ИКЕА», «Имаджинариум», MODI (клон европейского Flying Tiger Copenhagen), «Республика».

Причина №2

Онлайн не борется за покупателей с офлайновыми магазинами — первые делают вторых лучше и интереснее

Можно предположить, что со временем в онлайн по большей части перейдут функциональные покупки, когда потребитель хочет быстро решить какую-то задачу и точно понимает, как это сделать. Также онлайн заберет чувствительных к цене покупателей, так как бизнес-модель интернет-магазинов подразумевает предоставление более низких цен. В офлайне останутся товары, которые потребитель не готов купить без предварительного визуального или тактильного контакта: мебель и предметы интерьера, детские игрушки, овощи и фрукты в конце концов.

Если сравнивать поведение, ожидания, предпочтения российского онлайн-потребителя и мирового, обнаруживается, что существенной разницы нет. В каких-то категориях мы пока остались почти целиком в офлайн, например, в FMCG, но это связано скорее даже не с привычками покупателей, а с отсутствием сильного игрока на рынке, такого, как Amazon в США. В некоторых других категориях мы почти на одном уровне со всем прогрессивным миром. Отличия могут быть обусловлены именно уровнем развития тех или иных рынков, уровнем конкуренции и прогрессивностью игроков, готовых предлагать качественный и продуманный потребительский опыт в онлайн.

Автор

Андрей Силин
Директор по стратегии
Дата: 4 апреля 2018

Другие статьи

Давайте обсудим проект

Планируемый бюджет
 
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку своих персональных данных.