Большую часть составления карты занимает подготовка. Для начала выбирается целевая группа. Как правило, у каждого бренда их несколько — уточним, что для каждой группы нужно составлять отдельную карту. После того, как сегмент аудитории выбран, можно переходить к самому главному — сбору информации. Этот процесс может занять недели и месяцы, но пока вы не соберете необходимое количество данных, составлять карту бессмысленно — это будет не анализ, а предположения вашей команды и пользы такая карта не принесет.
Необходимую информацию можно почерпнуть из личного общения с представителями целевой группы, которую вы исследуете или сотрудниками компании, если они напрямую взаимодействуют с клиентами. Остальной массив данных можно найти в открытом доступе: в СМИ, соцсетях, форумах, комментариях и т. д.
На этапе подготовки также важно собрать команду, которая будет участвовать в создании карты эмпатии. Как правило, это 1−2 участника от каждого отдела, который взаимодействует с клиентами — разработчики, аккаунты, дизайнеры, маркетологи, sales-менеджеры и другие, в зависимости от направления деятельности. Общий состав — не более 10 человек. Когда команда сформирована, нужно поделиться всеми собранными материалами, чтобы у участников было время изучить их заранее — например, создать общий чат.
Создание самой карты занимает 1−2 часа времени, дальше фокус теряется. Если вы делаете масштабные исследования для нескольких целевых групп — лучше провести несколько штурмов в разные дни для каждого сегмента аудитории отдельно. Как правило, инициатор исследования становится ведущим мозгового штурма. Его задача, помимо модерирования, проговорить цели и правила в начале обсуждения — так команда будет придерживаться заданных рамок и не упустить ничего важного. Также понадобится еще один человек для фиксации моментов обсуждения — то есть для заполнения самой карты.
В зависимости от формата работы, такую встречу можно провести очно и использовать для заполнения флипчарт или ватман со стикерами, или удаленно — из онлайн-сервисов удобнее всего Miro — именно в нем созданы все примеры карт в этой статье. Главное, помните основные правила:
— Нет лишней информации. карта эмпатии строится по принципу «Чем больше, тем лучше».
— Негатив — это точка роста. Именно то, что не нравится клиенту, скорее всего приведет вас к важным выводам и поможет выстроить крепкую связь с аудиторией.
— 1 стикер — 1 мысль.
— Никаких домыслов. Вы визуализируете реальные мысли и чувства ваших клиентов, а не вашей команды.
— Используйте контекст. Ситуации, в которых пользователь встречается с вашим продуктом важны, но это лишь малая часть жизни вашего клиента. Обязательно изучите, что человек делает в оставшееся время — только так вы найдете новые каналы и инструменты.
В конце штурма у вас получится что-то похоже на это. В качестве примера мы рассмотрели женщину в возрасте 35 лет, которая планирует приобрести онлайн-курс.