Москва, Новодмитровская улица 1 строение 1, офис 34 Хлебозавод №9, корпус Марсаков
УСЛУГИ
УСЛУГИ

Как зарегистрировать название компании

    Название компании и ее логотип — одни из главных элементов бренда, благодаря которым он становится узнаваемым. Обеспечить защиту от копирования и незаконного использования позволяет регистрация названия — процедура получения свидетельства, закрепляющая авторское право владельца бренда. Рассказываем, как ее пройти и о каких нюансах необходимо помнить.

    Зачем нужна регистрация названия

    Процедуру регистрации часто называют «патентованием». С юридической точки зрения это неверно, поскольку патент выдается, например, на какое-либо изобретение. Однако в бизнес-среде эти термины считаются взаимозаменяемыми, поэтому если используется фраза «патент названия фирмы» — речь идет о свидетельстве о регистрации. Получать его нужно для решения сразу нескольких категорий задач.

    С одной стороны, наличие регистрации обеспечивает юридическую защиту бренда, и с этой точки зрения она нужна для того, чтобы избежать убытков, которые могут возникнуть при использовании наименования недобросовестными конкурентами; также, чтобы предотвратить появление контрафакта под раскрученным названием бренда, которое станет сильным ударом по репутации; кроме того, регистрация нужна, чтобы избежать судебных разбирательств с компаниями, первыми зарегистрировавшими аналогичное название.

    Кроме того, регистрация превращает наименование в нематериальный актив и тем самым повышает стоимость бренда. Патент на название бренда позволяет владельцу:
    • 1
      Идея. Основа любого брендинга и ключевой элемент классного ивента.
    • 2
      Нейминг. Название и слоган мероприятия.
    • 3
      Дизайн. Все визуальные элементы, начиная с логотипа и фирменных цветов, заканчивая брендированными стендами и сувенирами.
    • 4
      Коммуникация. Маркетинговый элемент, отвечающий за то, как бренд мероприятия будет взаимодействовать со своей аудиторией.
    Каждый из этих элементов важен, но хороший событийный брендинг начинается там, где все составляющие складываются в цельную систему. Бренд мероприятия — это не просто яркий лого, красивые пригласительные и вирусный хэштег — это атмосфера, в которой хочется находиться. Важно все: пространство, время проведения, спикеры и гости, программа и многое-многое другое. Потому что event-брендинг — в первую очередь про эмоции, и в этом его главный плюс.

    У бренда есть возможность напрямую взаимодействовать со своей аудиторией и создавать крепкую эмоциональную связь. Классное мероприятие не просто посещают, его проживают и запоминают, а потом рассказывают другим, как там было круто.

    Зачем нужен событийный бренд

    Качественное мероприятие действительно может стать сильным маркетинговым инструментом. Вот некоторые плюсы такого метода:
    • 1
      Сильная идентичность. Брендированное мероприятие создает дополнительные сильные ассоциации с компанией, а значит выгодно отличает ее от конкурентов.
    • 2
      Повышение осведомленности. Интересное мероприятие — само по себе инфоповод, которому не нужны дополнительные надстройки. Оно привлекает внимание СМИ, спонсоров, конкурентов, вирусится в соцсетях и помогает PR-отделу создавать классные кампании. А еще не забывайте про посетителей мероприятия, которые точно поделятся с кем-то опытом посещения, а может станут постоянными покупателями.
    • 3
      Укрепление доверия. Самое главное в бренд мероприятии — не то, что конкретно вы делаете (хотя это тоже важно), а то — как вы это делаете. Ведь мероприятие начинается не в день его проведения, а задолго до — с пригласительного имейла или сайта. И это все — отражение вашего бренда и отношения к клиентам. Хорошо организованное мероприятие показывает серьезность намерений и позволяет доверять качеству вашего продукта.
    • 4
      Вовлеченность. Тут все просто. Запоминающееся мероприятие = положительные эмоции = укрепление связи. Это особенно касается оффлайн-мероприятий. Как только клиент взаимодействует с брендом вживую — он перестает быть для него просто абстрактным набором смыслов, а значит выходит на другой уровень восприятия.
    • 5
      Взаимодействие с ЦА. Реальный контакт с аудиторией иногда помогает сэкономить приличную сумму на исследованиях. Во время мероприятия вы можете многое узнать о своем продукте, потестировать гипотезы и новые предложения или получить обратную связь.
    • 6
      Увеличение продаж. Как правило, событийный бренд создается как имиджевая история, направленная больше на изучение своей аудитории и выстраивание с ней долгосрочных отношений. Однако, качественное мероприятие косвенно влияет на продажи в лучшую сторону.

    Каким должен быть событийный бренд

    Как видите, плюсов действительно много, но есть и несколько правил, без соблюдения которых трудно достичь положительного эффекта. Итак, чтобы все работало, событийный бренд должен быть:

    Проверка уникальности

    Регистрация названия компании невозможна, если оно будет совпадать с уже существующими, поэтому перед подачей документов необходимо проверить наименование на плагиат. Сделать это можно с помощью базы ФИПС (проверка платная) либо сервисов, имеющих доступ к ней. Проверка проводится по нескольким критериям: графическая схожесть (изображение похоже на другие), фонетическая схожесть (название на слух схоже с другим), семантическая схожесть (транслируется одинаковый смысл).

    Алгоритм регистрации названия

    Чтобы получить патент на название, в первую очередь нужно собрать пакет документов: заявка на регистрацию по форме, утвержденной Минэкономразвития; образец обозначения, которое будет зарегистрировано, в формате изображения (даже если это только название); квитанция об оплате пошлины.

    Заполнение заявки

    Как запатентовать название, важно продумать еще при сборе документов, поскольку решение Роспатента во многом зависит от того, правильно ли оформлена заявка. Особую роль играет указание видов деятельности, в которых будет использован товарный знак. Они соответствуют классам международной системы — МКТУ.

    Эксперты советуют добавлять больше классов, что позволит использовать зарегистрированное название в различных видах деятельности. Если этого не сделать, могут возникнуть различные казусы. Например, если при регистрации названия онлайн-школы выбран только соответствующий вид деятельности, то выпускать мерч с таким названием могут другие компании. Это не будет считаться нарушением законодательства, если первоначальный правообладатель не выбрал выпуск сувенирной продукции среди классов МКТУ при подаче заявки.

    Уплата пошлин

    В целом регистрация фирменного наименования потребует уплаты пошлин за проверку документов, экспертизу, регистрацию, выдачу выписки (современный аналог свидетельства, которое выдавалось раньше).

    Полный список пошлин есть на сайте Роспатента. В 2023 году стоимость регистрации составляет 33 тыс. руб. в бумажном варианте, в электронном — на 10 тыс. дешевле. При подаче заявления все пошлины платить не нужно: нет гарантии, что наименование будет зарегистрировано, а заплаченные деньги возвращены не будут. На первом этапе достаточно оплатить сборы за проверку документов и проведение экспертизы.

    Как зарегистрировать имя, когда документы готовы. Порядок действий следующий:
    • 1
      Подача заявки в Роспатент. Это можно сделать по почте, принести документы лично в офис или отправить в электронном виде. В последнем случае они должны быть заверены электронной подписью (КЭП).
    • 2
      Формальная экспертиза поданной заявки. Роспатент проверяет правильность оформления требуемых документов, факт уплаты пошлины. Эта процедура выполняется в течение месяца.
    • 3
      Проведение экспертизы по существу, которая может занимать до 6 месяцев. Это самый важный этап получения патента названия, когда проверяется его уникальность, соответствие требованиям законодательства и другие параметры, которым должно отвечать наименование бренда.
    • 4
      Если экспертиза прошла успешно и получено положительное решение, оплачиваются остальные пошлины — за регистрацию товарного знака и выдачу соответствующего свидетельства.
    • 5
      Роспатент проводит регистрацию, сведения об этом публикует в своем бюллетене. Регистрация проходит в течение месяца, примерно в такой же срок оформляется свидетельство. С 2021 года бумажные свидетельства не выдаются, вместо них Роспатент отправляет электронные выписки из реестра.
    Перед тем как зарегистрировать имя компании, важно понимать, что процесс этот небыстрый. В общей сложности он занимает около полутора лет, если все документы подготовлены правильно и не требуют правок.

    Срок действия товарного знака — 10 лет, в дальнейшем его можно продлевать без процедуры повторной регистрации, достаточно лишь заплатить пошлину за продление. Дополнительно к этому сроку дается 6 месяцев на приоритетное продление. Если после того, как они истекут, права собственника не будут продлены, ему придется проходить процедуру регистрации заново. Кроме того, по истечении этого периода зарегистрировать этот товарный знак может любое другое юридическое лицо или ИП.

    Частые причины для отказа

    • 1
      Нет различительной способности — знак не выделяется на фоне названий конкурентов или общеупотребительных терминов.
    • 2
      Товарный знак демонстрирует свойство продукции. Например, если назвать мыло «Для мытья рук», то Роспатент, вероятно, отклонит такое название.
    • 3
      Бессмысленные наименования. Эксперты, принимающие решение о регистрации названия, исходят из того, что оно должно быть информативным и иметь смысл. Например, бессмысленными могут посчитать цифры или буквы, не имеющие символического значения, или отдельные геометрические фигуры без идеи и композиции.
    • 4
      Ложная информация. Например, калининградской фирме Роспатент отказал в регистрации названия «Байкал», несмотря на то что основной сферой ее деятельности была переработка байкальской рыбы. Ведомство посчитало, что подобное название вводит потребителей в заблуждение.
    • 5
      Упоминание селебрити. Привлечение внимания потребителей с помощью известных имен — оправдывающий себя и нередко успешный рекламный ход. Однако перед тем, как получить патент на название с упоминанием знаменитого человека, необходимо получить его письменное согласие.

    Что можно сделать, чтобы получить патент

    • 1
      Доработать название и изображение с учетом замечаний, которые выдвинул Роспатент, мотивируя отказ в регистрации.
    • 2
      Еще раз изучить классы МКТУ, продумать структуру и виды деятельности организации, предусмотреть возможности масштабирования и подобрать подходящие классы.
    • 3
      Изучить схожие названия, которые препятствуют получению патента. Не исключено, что среди них есть те, которые не используются три года, а значит, их правовая охрана может быть отменена.
    • 4
      Обсудить ситуацию с владельцем схожего названия и получить от него подписанное согласие на использование похожего знака.
    По статистике, зарегистрировать название компании в качестве товарного знака с первого раза удается только в 5% случаев. При отказе тратится время на ожидание, а также деньги, уплаченные в качестве пошлин. Кроме того, в стоимость косвенных расходов нужно включить затраты на переименование и ребрендинг. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно изначально очень тщательно работать над созданием бренда, продумывать название и готовиться к непростой процедуре его регистрации.

    Автор:


    Мария Друганова
    PR-директор

    Дата:
    5 июня 2023



    Наши услуги

    Визуальная концепция бренда от Plenum.cx — это логотип и фирменный стиль, которые обеспечат уникальность и узнаваемость бренда в каждой точке контакта с потребителем.

    Разрабатываем нейминг для новых брендов и продуктов, помогаем отстроиться от конкурентов, показать свою уникальность на рынке, обновить позиционирование. Закажите разработку названия компании в Plenum CX!

    Разрабатываем фирменный стиль компании от логотипа до брендбука. Для новых и существующих брендов. Закажите разработку фирменного стиля в Plenum, оставьте заявку, чтобы узнать стоимость работ info@plenum.ru.

    Нейминговые проекты

    Для получения подробной информации о наших услугах оставьте заявку на нашем сайте или напишите на электронную почту info@plenum.ru.
    2006 — 2024 © Plenum