Москва, Новодмитровская улица 1 строение 1, офис 34 Хлебозавод №9, корпус Марсаков
УСЛУГИ
УСЛУГИ

Франчайзи-бук (франчбук) — что это и из чего он состоит?

    Любая компания в процессе своего развития достигает момента, когда следующий шаг к успеху — это масштабирование. Один из самых популярных и относительно легких вариантов расширения — запуск франшизы. Но, как и любой механизм со множеством деталей, а бизнес — безусловно, является таким механизмом, франшиза требует особой структурированности и внимания к мелочам. Не упустить ничего важного позволяет своеобразная инструкция, которая на профессиональном языке называется франчайзи-бук.

    Что такое франчайзи-бук?

    Франчайзи-бук, или франчбук, — это документ, в котором прописаны все правила запуска и ведения бизнеса, открытого по франшизе.

    По сути, это руководство содержит в себе всю информацию о стандартах бренда, начиная от бизнес-модели и заканчивая внешним видом сотрудников.

    Зачем нужен франчайзи-бук?

    Представьте, что вы собираете шкаф из Икеи. Все детали подписаны, болты разложены по пакетам, все это удобно упаковано, а самое главное — к этому чуду приложена инструкция, понятная даже ребенку. Удобно? Удобно. А теперь представьте, что инструкции нет. Конечно, приложив определенные усилия, шкаф вы все-таки соберете, но сделать это будет на порядок сложнее.

    Такая аналогия очень хорошо объясняет смысл франчбука. Эта «шпаргалка» по ведению бизнеса упрощает жизнь и франчайзи, и человеку, продавшему франшизу. Потом не приходится выбирать помещение, отправляя варианты по почте и на словах объяснять, с какими поставщиками заключать договор, — все это есть во франчбуке.

    Однако возможность обратиться к мануалу по любому вопросу — не единственное преимущество франчайзи бука. В первую очередь, этот документ заботится о клиентах, ведь соблюдение стандартов бренда позволяет получить одинаковый уровень сервиса во всех точках.

    Из чего состоит франчбук?

    Единых стандартов по написанию франчбука не существует, поэтому итоговый вид руководства полностью зависит от франчайзера. Иногда компания, желая побыстрее «закрыть вопрос», просто подгоняет шаблонные варианты из интернета под свою структуру и это, конечно, создает множество проблем в процессе открытия точки.

    Главное требование к франчбуку — возможность при помощи него открыть точку и успешно работать. Этот документ должен помочь франчайзи максимально быстро наладить бизнес-процессы, выйти на окупаемость и получить первую прибыль. Вот несколько ключевых требований к эффективному франчайзи-буку:
    1
    Подробная информация
    При создании франчбука очень важно посмотреть на бизнес с точки зрения новичка, описать каждую мелочь, зафиксировать все нюансы, чтобы франчайзи мог найти ответы действительно на любой вопрос.
    2
    Краткость
    Несмотря на объем информации, франчайзи-бук пишется по принципу «минимум предложений — максимум смысла». В общей сложности весь документ занимает не больше 200 страниц.
    3
    Логика и структура
    Руководство должно быть похоже на пошаговый план и строиться от общего к частному. Сначала полная информация о деятельности компании, так называемый бизнес-блок, а затем детали бизнес-процесса.
    4
    Простота
    Нет официальному и научному стилям. Открыть компанию по франшизе может любой человек с разным уровнем образования и опытом работы, поэтому руководство должно быть написано понятным языком, ведь главная цель франчбука — помочь франчайзи.

    Содержание франчбука меняется в зависимости от направления деятельности компании, однако есть несколько пунктов, которые прописывают для любой сферы:

    1. Информация о поставщиках.

    2. Требования к помещению.

    3. Требования к доставке и хранению продукции.

    4. Программное обеспечение бизнес-процессов.

    5. Маркетинговая стратегия.

    6. Все, что касается сотрудников: штатное расписание, инструкция по подбору персонала, мотивационная политика, стандарты внешнего вида и т. д.

    Что такое франчайзинговый пакет?

    Франчайзинговый пакет, или пакет франшизы, — это набор документов, позволяющих франчайзи открыть бизнес с нуля и успешно управлять им. Если провести аналогию, то пакет франшизы — это книга, а франчайзи-бук — отдельная глава в ней.

    Набор документов включает в себя юридическую часть, поэтому главная цель пакета — регулирование юридических отношений между франчайзи и франчайзером, а также защита прав обеих сторон. Как правило, пакет франшизы содержит несколько основных блоков:
    1
    Юридический блок
    Здесь должны быть все документы, подтверждающие передачу прав на товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности. В обязательном порядке их нужно заверить у юриста — эксперта в области франчайзинга.

    Как известно, конфликты легче предвидеть, чем урегулировать. Этот блок позволяет обезопасить обе стороны от неприятных ситуаций, претензий со стороны органов надзора и не допустить конфликтных ситуаций с участием бренда.
    2
    Брендбук
    Брендбук – это документ, в котором прописаны все принципы поддержания айдентики бренда, а именно – логотипа, фирменных цветов и шрифтов, оформления вывески, помещения, маркетинговых материалов и прочего. Эта «глава» франчайзингового пакета позволяет соблюсти стандарты сети и избежать конфликтов из-за неверного использования визуальных составляющих бренда.
    3
    Финансовый блок
    Финансовый блок делится на две части: для франчайзи, куда входит финансовый план, документы по ценообразованию, смета на открытие точки и пр., и для франчайзера — сюда относятся документы, необходимые для контроля финансовой деятельности франшизы.

    Этот блок нужен для планирования финансов и грамотного распределения бюджета. Он также позволяет вести финансовый учет, анализировать траты и контролировать деятельность франшизы.
    4
    Взаимодействие с управляющей компанией
    В этом блоке находятся все программы, разработанные для поддержки и сопровождения франчайзи на всех этапах сотрудничества. На этапе запуска, в ходе операционной деятельности, а также во время набора и обучения персонала.

    Этот блок нужен, прежде всего, для выстраивания комфортных взаимоотношений и качественного партнерства – франчайзи точно знает, в каких вопросах ему окажет поддержку управляющая компания, и ему легче грамотно наладить бизнес-процессы.
    5
    Франчбук
    Собственно, сам франчайзи-бук, в котором основными элементами являются руководство по запуску и руководство по операционной деятельности.

    Для запуска проекта в этом блоке пакета франшизы собрана пошаговая инструкция о том, что делать после заключения договора франшиза. Это может быть календарный план открытия, рекомендации по поиску помещения, информация о первичной закупке товаров, детали проведения собеседований и прочее.

    Операционная деятельность включает в себя все, что касается ежедневных задач франчайзи после запуска точки. Сюда входит: стандарты работы, маркетинговая стратегия и методы оценки рекламных кампаний, документы по контролю качества и административно-хозяйственной части.
    Отметим, что один раз создать франчайзинговый пакет и навсегда забыть о его существовании — попросту недопустимо. Управляющая компания постоянно развивается, обновляется и внедряет новые методы работы — все это должно быть отражено и в документах для франчайзи, чтобы бренд сохранял единые стандарты во всех процессах.

    Особенности разработки франчбука

    Разработка пакета франшизы — задача энергозатратная, поэтому в большинстве случаев ее поручают специализированным компаниям, которые обладают достаточной экспертностью в области франчайзинга.

    Начинают всегда с франчбука, так как это основа всего пакета, своеобразная база знаний для партнеров. Набор документов варьируется от необходимого минимума до расширенной версии. Тут следует помнить, что чем подробнее описаны все нюансы работы — тем комфортнее взаимодействие обеих сторон.

    Из дополнительных вариантов: поручить сотрудникам или самостоятельно заняться разработкой. Более бюджетный вариант, подходящий для тех, у кого уже есть некоторые документы, входящие в пакет франшизы.
    Франчайзи-бук необходим для грамотного масштабирования компании и комфортного выстраивания партнерских взаимоотношений. Это пошаговое руководство позволяет минимизировать инвестиционные риски и сохранить целостность бренда во всех точках контакта с потребителем.

    Автор:


    Александра Гуди
    Ассистент PR-отдела

    Дата:
    15 июня 2022



    Похожие статьи

    Для получения подробной информации о наших услугах оставьте заявку на нашем сайте или напишите на электронную почту info@plenum.ru.
    2006 — 2022 © Plenum.cx