УСЛУГИ
УСЛУГИ
Москва, Новодмитровская улица 1 строение 1, офис 34 Хлебозавод №9, корпус Марсаков

Что такое мерч и зачем он нужен вашему бренду?

Стать брендом номер один становится все сложнее. Появляются новые креативные и молодые компании, а клиенты становятся опытнее и требовательнее. Один из способов повысить лояльность к бренду и стать более узнаваемым — выпустить крутой мерч, которым будут пользоваться. О том, как бесполезные ручки с логотипом эволюционировали во что-то по-настоящему креативное и стали маркетинговым инструментом, рассказываем в этой статье.

Что такое мерч?

Мерч — это сокращение от английского merchandise, что в переводе означает «товар». Так называют продукцию с фирменной символикой бренда. Всё, от привычных худи и блокнотов до актуальных эко-стаканчиков и модных карт таро. Главное, что эта продукция не является основным товаром бренда.

История появления мерча

Отследить, кто первым придумал нанести символику определенного сообщества на личные вещи, практически невозможно. По одной из версий, все началось в 40-х годах прошлого века, когда американский еженедельник Life выпустил номер, на обложке которого был летчик в футболке с надписью: «Авиационная артиллерийская школа». Считается, что именно солдаты одними из первых начали использовать такой способ идентификации: они наносили на футболки название города и номер части, в которой проходили военную службу.

Массовое распространение культура мерча получила в 1960-х, когда фанаты популярных тогда рок-групп, вроде The Beatles и The Rolling Stones, всячески пытались показать свою приверженность к определенным исполнителям и сообществу, которое образовалось вокруг них.

С конца 20 до начала 21 века мерч сильно переосмыслили. Это больше не скучный блокнот с логотипом, который дарят корпоративным клиентам на важные даты, и доступен он не только музыкальным фанатам. Сейчас мерч — это разнообразные, актуальные и иногда даже уникальные вещи, ограниченные только фантазией и бюджетом авторов. А авторами все чаще становятся бренды — от стартапов, создающих мерч одновременно с запуском, до гигантов рынка, которые делают на брендированных вещах неплохую прибыль.

Зачем он нужен современным брендам?

У выпуска собственного мерча есть несколько преимуществ. Конечно, все это работает только при условии, что мерч привлекателен визуально и качественно сделан. Итак:
Получение прибыли
Один из самых очевидных плюсов — это дополнительный доход от продажи брендированных сувениров. По некоторым данным, AC\DC в одном из мировых турне заработали на продаже товаров даже больше, чем на самих билетах. Хотя, еще не так давно компании не рассматривали мерч как источник прибыли — это было стандартным дополнением к основной продукции — сам набор вещей, на которые наносили символику был довольно ограничен, а креатив заканчивался на простом дублировании логотипа. Сейчас мерч бренда радует идеями и качеством — клиенты готовы платить за такие вещи, а компании открывают офлайн или онлайн магазины, где их можно приобрести.
Вот несколько необычных примеров мерча Третьяковской галереи — авангардное домино и супрематические матрешки — красочные игры, которые познакомят детей с искусством. Приобрести их можно и на сайте, и в офлайн магазине внутри музея.
Продвижение основного товара или события
Помимо заработка на продаже самого мерча, компании продвигают с его помощью основной продукт. Вообще, брендированные вещи — это прекрасный способ «материализоваться» для тех брендов, которые существуют в онлайне или постепенно уменьшают реальное взаимодействие с клиентами за счет цифровизации. Например, банки. С каждым годом все больше вопросов можно решить в приложении, но экран стирает часть эмоций — даже если обслуживание было хорошим, клиент вспомнит о нем только когда появится новый вопрос. Альфа-банк подошел к задаче креативно и запустил онлайн-магазин с мерчем — там, например, можно купить «носки как у Урганта» — узнаваемо-красные — отсылка к рекламному ролику, в котором Иван был главным героем.
Стоит упомянуть, что иногда основной товар становится одновременно и мерчем. Такое часто встречается в коллаборациях брендов, когда граница между совместным продуктом, основным товаром и лимитированной коллекцией практически стирается. Одним из первых примеров стала давняя коллаборация люксового модного бренда Vetements и курьерской компании DHL. На одном из показов знаменитый fashion-бренд представил аналог стандартной футболки сотрудника курьерской службы за нескромные 200 с лишним долларов. Футболки быстро раскупили, а мерч обрел вторую жизнь — сейчас такими коллаборациями с миром высокой моды уже мало кого удивишь. Так, IKEA экспериментировала над товарами совместно с Вирджилом Абло, а Пушкинский музей выпускал мерч в коллаборации с «Рассветом» — популярной российской маркой, основанной Гошей Рубчинским и Толей Титаевым.
Повышение узнаваемости и лояльности
Эмоциональные преимущества мерча, кажется, превосходят финансовые. Мало того, что качественная вещь долго радует клиента и напоминает о бренде, компания еще и получает живую рекламу. Покупатель демонстрирует брендированную вещь десяткам людей, с которыми взаимодействует ежедневно. Иногда для продвижения даже не нужен логотип компании — креативная идея, не похожая на масс-маркет, привлекает больше внимания, и это отличный повод для small talk. Один из таких примеров — наш проект для MOEX — крупнейшего биржевого холдинга. Нам удалось создать яркий и современный мерч для «большой и серьезной» компании. Он говорит с аудиторией на одном языке, а разнообразие вещей позволяет каждому клиенту выбрать что-то подходящее.
В дополнение ко всему вышесказанному, мерч — по-настоящему уникальный способ рекламы для бренда — это один из немногих вариантов, когда реклама задействует практически все (а в некоторых случаях абсолютно все) органы чувств человека. Такой подход вызывает у клиента больше эмоций и, соответственно, лучше запоминается. Здесь напомним о качестве мерча — экономия на материалах может значительно уменьшить количество лояльных клиентов.
Инструмент для тимбилдинга
Не стоит забывать, что к тому сообществу, которое создает бренд, относятся не только клиенты, но и сотрудники компании. Чаще всего, компании бесплатно раздают брендированные вещи своей команде. Такое проявление заботы повышает мотивацию сотрудников, а еще оставляет позитивные ассоциации о месте работы, а значит — формирует и HR-бренд.
Мы с командой стараемся сделать мерч, пусть даже символический, на все важные для компании даты. На наш 15-летний юбилей, например, мы делали крутые худи, футболки и стикеры. Вспоминаем тот корпоратив с улыбкой и носим на работу до сих пор, а стикерами украсили рабочие ноуты. Лендинг, посвященный празднику и мерчу – здесь.
Подарок клиентам и партнерам компании
Из маленьких, но не менее приятных преимуществ. Корпоративная культура предполагает подарки для тех людей, с которыми вы ведете бизнес. Мерч в этом плане – классный креативный челлендж для агентств – и для нас в том числе.
На каждый новый год мы придумываем особенные подарки для наших клиентов и партнеров и брендируем их – в 2019 переосмыслили классическую кружку в качестве презента.

Как сделать крутой мерч?

  • 1
    Подумайте о функциональности
    Одна из причин, почему блокноты с логотипом изжили себя — их абсолютная бесполезность. Здесь, как и всегда, нужно в первую очередь думать о клиенте. Недорогой и полезный брелок на ключи от дома — класс, а десятый блокнот, очередь которого никогда не придет, — нет. Музей современного искусства Garage идет дальше и, помимо функциональности, предлагает еще и экологичность — в магазине музея есть целая линейка «зеленых» товаров.
  • 2
    Не забывайте про бренд
    Крутой мерч можно сделать и без использования логотипа — только с фирменными цветами или паттернами. Но так как мерч, в первую очередь, продвигает ваш бренд, он должен ассоциироваться с ним, сразу напоминать о компании. Интересный кейс на эту тему есть у Московского метрополитена. В числе прочего, они выпускают рюкзаки с узнаваемой надписью «Не прислоняться» — такой вот элегантный способ напомнить о себе без использования элементов айдентики.
  • 3
    Сделайте крутой дизайн
    Мерч — это способ самовыражения. Брендированная вещь должна легко интегрироваться в повседневную жизнь человека, интересно выглядеть и сообщать что-то о ее владельце. Никто не хочет отдавать деньги за мерч, который превращает человека в ходячий рекламный щит. Для бренда это замечательный повод транслировать свои ценности в визуальной форме. Удачный пример — наш кейс для МК Ралли — мероприятия закрытого клуба российских бизнесменов «Мужской клуб». Уже второй год подряд мы создаем для команды участников автопробега яркий мерч, который, тем не менее, легко вписывается в повседневный образ и еще долго напоминает о событии. А еще в этом проекте мерч классно подчеркивает главную идею клуба — объединение и преумножение. Посмотреть мерч и кейс МК Ралли 2022 можно тут.
Мерч — отличный способ коммуникации с аудиторией и одновременно с этим, дополнительный источник дохода для компании. Однако, важно понимать, что брендированные вещи — это не основа бренда, а всего лишь продолжение существующих ценностей. Нужно формировать сильный, целостный и последовательный бренд с хорошей репутацией — иначе даже самые качественные и креативно выполненные вещи будут восприняты аудиторией с негативом.

Автор:


Александра Гуди
Ассистент PR-отдела

Дата:
14 ноября 2022



Наши услуги

Проанализируем существующую систему коммуникаций бренда, предложим наиболее эффективные решения и носители.

Визуальная концепция бренда от Plenum.cx — это логотип и фирменный стиль, которые обеспечат уникальность и узнаваемость бренда в каждой точке контакта с потребителем.

Разрабатываем нейминг для новых брендов и продуктов, помогаем отстроиться от конкурентов, показать свою уникальность на рынке, обновить позиционирование. Закажите разработку названия компании в Plenum CX!

Разрабатываем фирменный стиль компании от логотипа до брендбука. Для новых и существующих брендов. Закажите разработку фирменного стиля в Plenum, оставьте заявку, чтобы узнать стоимость работ info@plenum.ru.

Похожие статьи

Для получения подробной информации о наших услугах оставьте заявку на нашем сайте или напишите на электронную почту info@plenum.ru.
2006 — 2024 © Plenum
Проектные запросы info@plenum.ru
Для соискателей hello@plenum.ru
Москва, ул. Новодмитровская, 1с1
8 495 109-99-65