Москва, Новодмитровская улица 1 строение 1, офис 34 Хлебозавод №9, корпус Марсаков
УСЛУГИ
УСЛУГИ

Бенчмаркинг: как сравнительный анализ конкурентов поможет вашему бизнесу

    Как известно, выживает тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям. Это правило работает и для бизнеса. Сейчас компаниям нужно быть гибкими и оперативно реагировать на меняющиеся условия. Один из способов всегда «держать руку на пульсе» — бенчмаркинг. О том, что это такое и как его провести, рассказываем в этой статье.

    Что такое бенчмаркинг?

    Бенчмаркинг — это сравнительный бизнес-анализ. Сравнивать, в данном случае, можно все, что угодно: продукт, клиентский сервис, бизнес-модель. Главное, найти компанию-конкурента, к успеху которой хочется приблизиться. Ключевое отличие бенчмаркинга от конкурентного анализа в том, что вы не просто исследуете рынок, а получаете набор эталонных показателей, к которым нужно стремиться — такие показатели называют бенчмарками (от англ. benchmark — критерий, ориентир).

    Впервые бенчмаркингом как инструментом анализа рынка воспользовалась компания Xerox в конце 70-х прошлого века. Тогда компания потеряла большую часть рынка — ее вытеснили Canon, Kodak и другие. Чтобы оптимизировать бизнес-процессы и вернуть лидерские позиции, Xerox изучила опыт конкурентов и внедрила новые методы в свою работу.

    Когда нужно проводить бенчмаркинг?

    Как правило, сравнительный анализ проводят, когда компания сталкивается с проблемами, кризисом или делает что-то новое — например, выходит на новые рынки. Но обращаться к бенчмаркингу только в темные времена — не лучшая стратегия — тут, как говорится, нет предела совершенству.

    Так что оглядываться по сторонам, когда бежать уже некуда — не советуем. Лучше выбрать определенный период для планового бенчмаркинга — например, каждый год смотреть, что делают лидеры индустрии и как можно адаптировать их опыт для вашего бизнеса.

    Виды бенчмаркинга

    Глобально бенчмаркинг разделяют на внутренний и внешний, в зависимости от того, с чем вы будете сравнивать. А также, на сравнительный и практический, по типу собираемых данных.

    Сравнительный анализ — это сбор количественных данных, то есть KPI компании-конкурента. Практический основан на качественных данных. Ключевой вопрос такого сбора «как?». Как работают люди, как выстроен процесс, как внедряются новые технологии.

    Внутренний бенчмаркинг — это анализ процессов внутри компании. Такой анализ позволяет оптимизировать бизнес-процессы или привести их к единому стандарту в разных филиалах. Внешний бенчмаркинг — это сравнение компании с конкурентами. Он нужен для того, чтобы определить свои сильные и слабые стороны, перенять положительный опыт у компаний-лидеров, понять свое место в сфере. Внешний бенчмаркинг, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:
    • 1
      Конкурентный. Важно: в таком анализе сравнивать компанию можно только с ее прямыми конкурентами. Это позволит вам определить тенденции в вашей сфере, понять причины успеха конкурентов, и, возможно, изменить что-то в своей стратегии развития.
    • 2
      Отраслевой. В таком анализе вы сопоставляете свою компанию с другими, работающими в той же отрасли. При этом, не так важно, являются они вашими прямыми конкурентами или нет.
    • 3
      Общий. Или по-другому «что происходит с бизнесом в стране». В общем бенчмаркинге в выборку попадают лучшие компании — это могут быть не ваши конкуренты и даже компании не из вашей отрасли. Такой анализ позволяет выявить глубинные изменения процессов, стратегий и методов. Он особенно полезен для компаний-лидеров в своей сфере: пока все равняются на них, у них есть время подсмотреть технологии из других отраслей.
    • 4
      Глобальный. Конкурентный, отраслевой или общий бенчмаркинг — только без национальных границ. В таком анализе сравнивают компании во всем мире по выбранному критерию.
    Когда вы определили категорию сравнения, нужно выбрать показатели, которые будете сопоставлять. Есть несколько вариантов:
    Исторический
    Как правило, используется во внутреннем анализе. Вы сравниваете определенные периоды в компании. Например, показатели за прошлый и нынешний год.
    Функциональный
    Сравнивают определенную функцию в компании — например, логистику.
    Процессный
    Здесь главное изучать один бизнес-процесс. Например, в компании заметили, что еженедельные встречи маркетингового отдела повышают его производительность. Возникает вопрос: могут ли еженедельные встречи положительно сказаться на работе, к примеру, отдела продаж?
    Стратегический
    Особенно актуален при переходе на новую бизнес модель — у вас есть возможность сравнить стратегию развития таких компаний и наметить примерный план действий для своей.

    Принципы бенчмаркинга

    Достоверность
    Используйте только проверенные факты из авторитетных источников, иначе рискуете потерять время, анализируя несуществующие цифры.
    Схожесть
    Сравнивайте только аналогичные процессы, либо те, которые можно адаптировать под контекст вашей организации.
    Измеримость
    Все показатели должны быть измеримыми, иначе невозможно будет оценить результат.

    Этапы бенчмаркинга

    • 1
      Составление плана
      Самое главное на этом этапе — определить цель. Зачем вы проводите анализ? Хотите улучшить процесс? Быть в курсе тенденций на рынке? Как только вы ответили на этот вопрос, можно собирать все остальное. Определить, будет это внутренний или внешний бенчмаркинг, какие компании нужно изучить, и по каким критериям. Четкий план нужен для того, чтобы собрать релевантную информацию и получить необходимые данные.
    • 2
      Сбор информации
      Если это внутренний бенчмаркинг — самое время составить план встреч с коллегами и поднять данные компании за нужный вам период. Если это внешний бенчмаркинг — время запастись терпением и настойчивостью. Компании, особенно в малом и среднем бизнесе, чаще всего не публикуют свои данные, поэтому для сбора информации нужно найти подходящий способ: возможно, вам удастся договориться с конкурентом на взаимный бенчмаркинг — когда компании добровольно делятся друг с другом данными и опытом, может, понадобится более творческий подход и вы станете «тайным покупателем» в бизнесе вашего конкурента. Выберите для себя любой удобный способ. Главное, помните о принципах — данные должны быть достоверными.
    • 3
      Анализ
      Если вы анализируете количественные данные, приведите их в наиболее удобный формат — график или диаграмму и отметьте показатели своей компании для удобства сравнения. Для качественных данных — подсветите интересные идеи. Их также можно систематизировать в mindmap или использовать платформы типа Miro. Такой подход позволит вам не упустить ничего важного в процессе анализа, найти пробелы и возможности, а также, например, презентовать результаты руководству для дальнейшего обсуждения.
    • 4
      Адаптация
      Скорее всего, во время анализа вы нашли много новых идей, заметили пробелы в стратегии и несовершенство процессов, — это замечательно. Но здесь очень важно остановиться и задать себе вопрос «Как мы можем реализовать это в нашей компании?». Многие на этом этапе совершают ключевую ошибку — начинают копировать конкурентов, однако, с большой вероятностью, это, конечно, не сработает. Так что используйте это вдохновение и найдите свой путь среди красивых цифр и ярких идей. А еще, не забывайте о том, что реализовать все сразу скорее всего не получится. Проведите дополнительный штурм, приоритизируйте цели и следуйте намеченному плану.
    • 5
      Оценка результатов
      Спустя время после внедрения изменений, нужно посмотреть, насколько эффективны они для вашей компании. Проводить такой мониторинг можно через месяц, полгода или даже год — период зависит от того, с каким метриками вы работали. Ну, и, бенчмаркинг в идеальном мире — не разовое мероприятие. Через какое-то время вернитесь к первому пункту и снова посмотрите, как дела у конкурентов — точно найдете что-то новое.

    Преимущества бенчмаркинга

    Для тех, кто регулярно проводит бенчмаркинг, практически нет неожиданных ситуаций. Основной плюс такого анализа — превентивность. Бенчмаркинг позволяет использовать не только лучшие практики лидеров, но и негативный опыт, а значит помогает не совершать похожих ошибок в будущем.
    Бенчмаркинг можно провести без больших финансовых вложений в короткие сроки.
    После сравнительного анализа вы сможете точно определить свое место на рынке, то есть узнаете, успешны ли ваши действия на самом деле или нужно выбрать другую стратегию.
    Из неочевидного — вы узнаете свой потенциал. Наблюдение за компаниями, похожими на вашу, позволит вам понять, чего вы можете достигнуть, узнать свой потенциал роста и области, в которых вы можете развиваться.

    Недостатки бенчмаркинга

    Он плохо работает на рынке инноваций. Ведь если до вас такого никто не делал, как вам поможет опыт других компаний?
    Бенчмаркинг не дает никаких рекомендация по внедрению. После анализа вы узнаете, что вам нужно изменить, но как вы будете это делать — полностью ваша задача.
    Бенчмаркинг — это отличный инструмент для любого бизнеса. Он не требует больших финансовых вложений, но открывает перед вами лучшие практики в сфере и, при правильной адаптации, приведет вас в список тех, на кого равняются другие.

    Автор:


    Александра Гуди
    Ассистент PR-отдела

    Дата:
    7 декабря 2022



    Наши услуги

    В процессе разработки бренд-платформы мы определим цель и ценность, сформируем уникальный код бренда, определяющий его коммуникации и действия. В результате ваш бренд выделится среди конкурентов и будет понятен целевой аудитории.

    Создание customer experience от Plenum.cx включает в себя аудит пути клиента, создание карты пользовательского опыта, разработку стратегии клиентского опыта. Мы создадим уникальный потребительский опыт, обогатив его ценностями и эмоциями бренда.

    Закажите CustDev (Customer Development) у нашей команды: мы поможем проверить продуктовые идеи и гипотезы, выбрать целевой сегмент аудитории и сформулировать четкое ценностное предложение.

    Похожие статьи

    Для получения подробной информации о наших услугах оставьте заявку на нашем сайте или напишите на электронную почту info@plenum.ru.
    2006 — 2024 © Plenum