| CX-зачёт №3

CX-зачёт №3.
Subway vs Метрополитен

PR-директор «Пленум» Мария Друганова первый раз побывала в Нью-Йорке и решила написать свое субъективное сравнение двух подземок – московской и нью-йоркской. И сделать вывод, что метро двух столиц могут перенять друг у друга.


Немножко истории

Московский метрополитен считается самым красивым в мире и, пожалуй, это так. Первая ветка открылась в мае 1935 года, сегодня станций больше 200. Метро активно строится и модернизируется, и им реально всё удобней пользоваться. Из главных «бонусов» для меня – карта «Тройка», новая навигация и открытие северного ответвления «салатовой» ветки.

Нью-йоркское метро – одно из самых старых в мире, первая эстакадная линия была открыта еще в конце 60-ых годов 19 века, а первая подземная – в октябре 1904 года. Число станций «сабвея» - 472, это больше всего в мире. Интерьер, конечно, значительно уступает московскому метро, но нью-йоркеры тоже стараются: с 1980-ых годов в подземке регулярно устанавливаются произведения искусства. Новичку навигация и схема движения поездов покажется сложной и нелогичной, но это со временем проходит.



Часы работы

Московское метро работает с 5:30 до 01:00, что часто вынуждает жителей «неспящего» города пользоваться такси и, на мой взгляд, способствует взрывному росту онлайн-сервисов типа Яндекс.Такси/Uber.

Метро в Нью-Йорке работает круглосуточно, и это очень удобно и экономично. Обратная сторона монеты - здесь не удается регулярно убирать с таким режимом работы, поэтому за подземкой закрепилась репутация грязной и вонючей.

Эстетика

Московское метро – музей под землей, по нему водят туристов почти столько же, сколько по Кремлю, это городской маст-си. Но часто кажется, что шикарные интерьеры все-таки были созданы в ущерб функциональности, особенно, когда переходишь с одной «Киевской» на другую в плотной толпе.



Подземка «Большого яблока» отличается скромностью, граничащей с бедностью. Редкие декоративные элементы и мозаики смотрятся неприкаянно. Зато ничего не отвлекает от движения из точки А в точку Б, навигационные знаки не скрываются за лепниной, а канделябры не мешают совершать переход.



Навигация

Ориентироваться в московском метро учишься быстро, веток немного, пересадки понятные со множеством указателей по пути. Еще пару лет назад тяжело приходилось иностранцам, не понимающим кириллицу, но на всех навигационных знаках метро есть транслитерация или дубляж.



Поскольку весь мир обязан говорить по-английски, про трудности перевода в сабвее распространяться не будем, их как бы нет. Навигация всемирно известная, вся в модной «Гельветике» и вообще. Сначала непривычно и неудобно ориентироваться, некоторое время приходится потеть и страдать, но как только понимаешь систему движения поездов, – вполне адекватно.



Передвижение

Мое сердечко радуется, когда к родной, глубоко окраинной московской станции подъезжает новый сверкающий поезд, в котором нет дверей между вагонами, зато есть плазмы и USB-шки: это поезд нового поколения «Москва». Если не так повезло, по дороге на работу можно развлечься, разглядывая изображения животных, картины или цитаты мудрых людей, добро пожаловать в тематический поезд. Поезда ходят часто - раз в 40 секунд в час пик и раз в 1,5-2 минуты в обычные часы. Пересадка с одной станции на другую – не проблема, за исключением часов в повышенным пассажиропотоком, тогда давки не избежать. В качестве альтернативы при заторах можно пользоваться пересадками через кольцевую линию или добираться на МЦК.



В Нью-Йорке промежутки между поездами могут составлять около 7 минут, что москвичу кажется вечностью. И сколько бы ни ждал, к тебе не придет высокотехнологичный сверкающий поезд, а сядешь ты в старую потрепанную и не очень чистую консервную банку. Абсолютное торжество функциональности над эстетикой: едет – и хорошо. Кроме рекламы (между прочим, как минимум на 4 языках) и местных фриков (их встретилось мало, а жаль), разглядывать в вагонах нечего. Не знаю, какой в городе самый длинный метромаршрут, но из Гарлема до аэропорта ДжейЭфКей я добиралась больше полутора часов. И это без накладок! Мне повезло, ведь я умудрилась не запутаться на пересадках, ура. До этого я несколько раз принимала выход за переход и платила дважды.



Стоимость

Сейчас начало 2019 года, стоимость одной поездки на московском метро осталась прежней по сравнению с 2018 – 55 рублей. Это не значит, что традиционного подъема цен на проезд с 1 января не произошло, просто он не коснулся «Единого» на 1 и 2 поездки. В целом, несмотря на подорожание, всегда существует неплохой способ сэкономить: купить абонемент или просто пользоваться картой «Тройка», одна поездка с которой теперь обойдется в 38 рублей. Казалось бы, стоимость проезда низкая, но стоит все-таки учитывать общий уровень доходов населения, который сложно сравнить с американским.

Стоимость проезда по Metro Card в Нью-Йорке – 2,75 $, без карты – 3 $, то есть почти что кусок вкуснейшей нью-йоркской пиццы. Цены на проезд, в отличие от Москвы, растут не ежегодно, а раз в несколько лет. Есть достаточно выгодные абонементы и карточки для льготных групп граждан, все как у нас. Нет только очень полезной лично для меня штуки – тарифа «90 минут»: можешь пересаживаться в течение полутора часов с одного вида транспорта на другой, а заплатишь не более 59 рублей.

Айдентика

Не могу сказать, что я большой фанат айдентики московского метрополитена, но она свою роль выполняет: солидно, есть ассоциация с советским прошлым, достаточно легко раскладывается на самые разные носители. И букву «М» не трогают, слава Богу, ведь это один из символов столицы. В Нью-Йорке похожая история: айдентика сабвея от Массимо Виньелли – часть национальной культуры. Мы столько раз видели в кино и сериалах легендарные таблички, что они прочно врезались в память. Подземка в Нью-Йорке – важная туристическая достопримечательность, пусть и не такая «причесанная», как в Москве.

Вай-фай

Казалось бы, мелочь, но я сознательно выделила его в отдельный пункт. Вай-фай в метро – один из показателей развитости городской среды. В Москве стабильный и мощный во всех поездах за редким исключением. Обилие рекламы при подключении, конечно, бесит, но жить можно. Почитать ленту и даже поработать во время поездки – спокойно.

В Нью-Йорке ветки длиннее, их больше, поэтому средняя продолжительность поездки превосходит московскую, но, вот незадача, в поездах нет вай-фая. Он есть только на платформах, и это по-своему логично: поездов приходится ждать долго, нужно как-то себя развлекать.



Резюме

Московское метро превосходит сабвей по красоте, технологичности и удобству. Но сабвей абсолютно не достоин того, чтобы называться «вонючей дырой», как любят говорить о нем многие туристы. Он справляется с перевозкой существующего пассажиропотока и дополняет облик города. Если не смотреть на него с «колокольни» избалованного москвича, то он не уступает московскому по понятности и удобству. Однозначно – «зачёт» в плане клиентского опыта, и надеюсь, что у меня будет возможность разобраться в нем окончательно в следующую поездку в Нью-Йорк.

Зачёт зачётом, но есть пара мыслей относительно того, что московский метрополитен мог бы перенять у сабвея и наоборот.

Советы красавчикам (без сарказма!) из московского метро:

  1. Сделайте метро круглосуточным хотя бы в выходные, как во многих европейских городах! Радости и благодарности москвичей не будет предела.
  2. Сделайте паузу в ежегодном повышении цен на проезд хотя бы на год, посмотрите, что будет. Январский «сюрприз» каждый раз негативно шокирует горожан.
  3. Зимой в вагонах метро жарко до исступления, летом – холодно как в гробу. Отрегулируйте температуру в поездах, чтобы пассажиры не срывали с себя лихорадочно одежду зимой, а летом не кутались в края собственных шортов.
  4. В Нью-Йорке разрешен круглосуточный провоз велосипедов без ограничений, может, нам стоит сделать так же, учитывая «велосипедизацию» Москвы? Никогда не понимала, почему только складные и со снятым передним колесом.

Нью-йоркеры, прислушайтесь, вам есть, к чему стремиться:

  1. Попробуйте тщательней убирать подземку, выделяя на это время в самые незагруженные часы – это оценят туристы и местные.
  2. Наладьте вай-фай в поездах: пусть это и дорого, затраты точно окупятся, а народу захочется чаще пользоваться метро.
  3. Выдавайте каждому, кто прилетает в ДжейЭфКей, памятку по навигации в метро с понятным объяснением хотя бы на примитивном английском – негатива от туристов станет меньше.

Ваш запрос отправлен. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Большое спасибо!
Нужна консультация? Оставьте
контакты, и мы свяжемся с вами