Здесь я попытаюсь определить, где и как зарождается этот смысл, который называется брендом фильма. Это будет перечень ключевых моментов, а для большей наглядности вам предлагается сравнение с запуском обычного потребительского бренда.
01. Кинокомпания собирается запустить новый проект.
Фильм как потребительский продукт, безусловно, имеет некоторые функциональные характеристики: это, прежде всего, жанр, формат, технические параметры. Если нет уверенности в возможности изготовить реалистичных динозавров и гигантские цунами, накрывающие целые города, вряд ли стоит замахиваться на фантастический блокбастер. Именно на это напоролись создатели российских кинофильмов с фантастическими элементами, таких, как «Меченосец» или «Волкодав». Если хочется создать пронзительную драму (или мелодраму), нужно понять, на что делается ставка: на актеров, на сценарий, на локейшен или на что-то ещё. Чаще всего, этот вопрос остается непроясненным до конца, и получается, например, фильм «Сволочи», где немножко злых детей, немножко исторических фантазий и немножко армянских гор совершенно не дают шансов определить цель кинопроизведения и его художественный замысел. Если есть желание создать сильный киношный бренд, нужно прежде всего определить его функциональные характеристики в самом начале пути, не оставляя это на этап запуска.
Ср.: Компания выбирает между запуском нового шампуня, нового телефонного аппарата и нового фитнес-центра.
02. Кинокомпания выбирает/заказывает сценарий.
Сценарий создает смысловое содержание, ценность бренда фильма. Кино со слабым сюжетом никогда не станет сильным брендом. Именно на этапе выбора сценария следует начать созидательную работу по кристаллизации бренда: определять и формулировать концепцию, тестировать её, искать потребности аудитории, которым будет отвечать будущий фильм. Если планируется активное продвижение фильма и для этого нанимается подрядчик, самое время стартовать брендинговый проект. Именно на этапе раннего прочтения сценария в нем могут быть замечены некоторые опорные моменты, на которых легко выстраивается вся дальнейшая концепция.
Ср.: Компания выбирает, выпускать ли ей кнопочный, дисковый или турбоквантовый телефон.
03. Проект получает название.
Название — ключевой атрибут любого бренда. Оно должно чётко ложиться на имеющуюся в вашем распоряжении концепцию. Лучше позаботится о подходящем названии на раннем этапе работы над брендом фильма, хотя имеющийся у нас кейс демонстрирует совершенно обратное: фильм «Одна любовь на миллион» получил название уже после того, как был смонтирован.
Ср.: Компания выбирает, как ей назвать свой телефон: R2D2 Deluxe, «Вишенка» или «Устройство телефонное бытовое».
04. Составление творческой команды/съёмки фильма.
На этом этапе к брендообразующим факторам добавляются такие важные детали, как персоналии режиссера, актёров, других членов творческой группы. «Терминатор» — это на 60% фильм со Шварценеггером и на 40% — всё остальное. «Кинг Конг» — на 80% фильм Питера Джексона, который снял трилогию про гоблинов и гномов, и на 20% — все остальное. Если вы уверены в силе вашей творческой группы, следует внимательно проанализировать, что именно она даст сильному бренду вашего будущего фильма.
Ср.: Компания выбирает, из чего сделать корпус телефона: из картона, пластика или из палладия.
05. Постпродакшн.
Оригинальные монтажные решения, компьютерная графика, титры — эти нюансы способны достаточно сильно повлиять на бренд фильма. Скажем, «Турецкий Гамбит» выглядел бы гораздо более цельным без странных трехмерных спецэффектов, иллюстрирующих мозговую деятельность Фандорина, а наличие мультиков в фильме «Изображая жертву», наоборот, добавило этому продукту целостности (правда, в ущерб тщательно культивируемой попсовости). Я обеими руками за «фишки постпродакшна», которые и в одиночку способны создать довольно мощные кинобренды, как например в фильме «Триста спартанцев». Только пользоваться этим инструментом нужно вдумчиво, аккуратно и умеючи.
Ср.: Компания решает, что добавить в телефонный аппарат: фонарик, зубную щетку или дизельный двигатель.
06. Стратегия рекламы и PR.
Наконец, самое главное. Прежде чем начать со страшной силой раскручивать кино, нужно подробно разобраться со всеми факторами, описанными выше. Почему, скажем, тектоническая рекламная кампания кинофильма «Дневной дозор» происходила под девизом «Первый фильм года», а на билбордах люди светили фонариками? Почему реклама фильма «Остров» была снабжена слоганом «Здесь происходит необъяснимое», подходящим какому-нибудь Джисперс-Крисперсу? Остров — один из лучших фильмов современной России. Именно так его и надо было продвигать, он актуален, затрагивает больные места русской души, он универсален. В продвижении все это пропало, видимо люди испугались позиционировать ПРАВДУ и стали скрываться за голливудскими кальками. Успех этого фильма лишь на малую толику связан с его продвижением. Рекламой очень легко разрушить и без того хрупкий коктейль смыслов, накопившихся к моменту премьеры в таком непростом продукте как фильм. И очень сложно этому коктейлю дать по-настоящему узнаваемый, присущий только ему, вкус.
Ср. : Компания выбирает, во что упаковывать готовый телефон: в картонную коробку, дубовую бочку или в бараньи кишки.