Токийское метро — одно из самых крупных в мире: около 300 станций и 300 километров путей. Его можно назвать и самым запутанным в мире — кроме нескольких линий метро (как государственных, так и частных), в транспортную систему города включены линии лёгкого метро, монорельсовая дорога, линии пригородных поездов с многочисленными пересадками и переходами. В глаза бросается весьма неоднозначная навигация и обилие рекламных сообщений, которые можно видеть и на перронах, и в вагонах метро: пиво, телефоны, фастфуд, модная одежда, манеры в метро… Что? Манеры в метро?

Да, в метрополитене Токио уже более 40 лет учат, как правильно себя вести, находясь в подземке.

facebook.com/
hideya.kawakita

История ярких и поучительных постеров в токийском метро началась в 1974 году с работ графического дизайнера Хидэя Кавакита (Hideya Kawakita), работавшего над ними вплоть до 1982 года.

Герои его плакатов — знаковые лица и персонажи западной культуры: Гитлер и Мэрилин Монро, Супермен и Санта-Клаус. Каждый постер призывает вести себя надлежащим образом. Так, постер "I look like Santa Claus" просит быть внимательней к другим пассажирам, если вы пьете в вагоне. "The Dictator" с Чарли Чаплином высмеивает широко рассевшегося властного человека, а супермен призывает не выплевывать жвачку на платформе: "Don’t throw chewing gum on the platform".

В 1976 году появляется плакат "Umbrellas left behind on the subway" с изображением актрисы Мэрилин Монро, основой которому послужил постер к фильму "Река не течет вспять" (River of No Return). Этим плакатом Хидэя Кавакита хотел призвать пассажиров не забывать свои вещи в вагоне, но в результате, кроме груды забытых зонтиков, наблюдалась массовая кража постеров с дивой.

kenzaburo.org

В 2008 году оформление плакатов выходит на новый уровень — в метро запускается трёхлетняя программа по информированию населения о правилах поведения. Оформлением постеров занимается 35-летний японский художник и писатель Бумпэи Ёрифудзи (Bunpei Yorifuji). Он разрабатывает строгую систему для размещения иллюстрации и текста, выбирает яркие, контрастные цвета и узнаваемую графику, которую легко распознать при быстром перемещении в метро.

Для выбора темы иллюстраций художник обращается к распространенным жалобам посетителей подземки. Служба Токийского метро, желая охватить больше тем, размещают 700 постеров на станциях и 3300 в вагонах, меняющихся каждый месяц. Тема постера часто зависит от сезона: в Токио начинается сезон дождей — на постере появляется человек, небрежно выжимающий зонтик. Сообщения на постерах даются на японском и английском языках.

Идея постеров отличается от принятых ранее. Вместо общепринятого "Не делай этого" появляется ёмкое "Делайте это дома" (Please do it at home). В качестве пострадавшего лица изображен мужской персонаж и его жена в очках. Автор говорит: "Очки скрывают эмоции и лучше отражают дискомфорт. Я даю людям догадаться, что происходит у него в голове".

В последующие годы и по сей день темы постеров остаются неизменными, но меняются персонажи и стилистика иллюстрации.
Постеры Бонпей Ёрифиджи получают самую широкую известность и украшают метро в Токио три года подряд.

В 2010 году постеры остались в той же стилистике, но была выбрана инверсивная цветовая схема с жёлтым фоном и сообщением "Пожалуйста, делайте это снова" (Please, do it again).

В 2011 году метро Токио в рекламной кампании используют очаровательных кошек и собак, тонко намекающих, что человек — не животное. Слоган гласит: "Я видел кого-то вроде этого".

В 2012-м на постере появляется плюшевый мишка, пытающийся понять, почему ноги этого пижона раскинуты так широко. Каждый следующий год постеры имеют свою собственную стилистику и сообщение.

Вряд ли кто-то может упрекнуть японцев в невежливости, однако в большом мегаполисе, в условиях нехватки времени, можно запросто забыть о временных соседях по вагону и начать заниматься своими делами: стричь ногти, наносить макияж, громко слушать музыку или, смеясь, досматривать на смартфоне комедию. Назначение плакатов — в ироничном ключе показать возможные случаи неуважительного поведения и заставить задуматься, а, может быть, даже поискать в них себя.


Ваш запрос отправлен. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Большое спасибо!
Оставьте свои контактные
данные
, и мы свяжемся с вами