| Как добиваться человекоцентричных результатов для госпроектов

Как добиваться
человекоцентричных результатов
для гоcпроектов

Я управляю брендинговым агентством Plenum.cx, и за последние несколько лет мы заработали себе имидж людей, которые умеют работать с государством. Если кратко пройтись по часто задаваемым вопросам на эту тему, то нет, мы ни с кем не аффилированы, у нас нет лобби, родственников, партнёров или даже хороших знакомых в государственных структурах.

Мы не обладаем толстой записной книжкой, и, тем более, не работаем с тем, что может навредить деловой репутации. Страх порушить то, что мы строили более 10 лет, гораздо сильнее желания лёгкого заработка. Думаю, секрет того, что мы регулярно участвуем в ключевых брендинговых проектах страны в том, что мы научились добиваться hi-end результатов в суровых условиях процессов и процедур, характерных для ведомств и государственных компаний.

Хочу поделиться ключевыми находками и логикой нашего подхода.


В фокусе — люди и их потребности

Не хочется, чтобы значение слова «человекоцентричность» стало бессмысленной мантрой и потеряло своё настоящее значение, как это произошло, например, с ориентированностью на клиентов. Но именно для государственных и социальных проектов «человекоцентричность» — важнейший аспект.

«Понимаем ли мы, как этот проект поможет улучшить жизнь людей?» — ключевой вопрос, ответ на который, на самом деле, и определяет, получится ли у нас прорывной результат. В каждом нашем проекте мы держим в голове именно ключевую задачу в формате ёмкой, понятной и чёткой истории. «Мы поможем технически неподкованным людям переключиться на цифровое телевидение, если вовлечём продвинутых и объясним, как именно они смогут помочь» («Цифровое эфирное телевидение»); «Мы сможем запустить платёжную карту, которая будет делать точные и востребованные локальные продукты, если участники рынка поверят в проект и дадут ему шанс» («Мир»); «Мы сможем повлиять на культуру малого предпринимательства в стране, если поможем рассказать о новом формате центров занятости» («Работа России»); «Мы поможем нашим компаниям работать по всему миру, если служба аккредитации будет выглядеть уверенно на международной арене» (Росаккредитация). Когда помещаешь людей и их обстоятельства в фокус проекта, он моментально структурируется.



Проект для государства —две работы

Люди, работающие на государство, распоряжаются нашими с вами общими деньгами и, вопреки расхожему мнению, это накладывает сильные ограничения на процессы. Помимо работы по сути проекта, которая в первую очередь интересует коммерческих заказчиков, чиновникам также очень важна вторая работа — отчёт о сделанном. Собирать аккуратную отчётность необходимо с первого дня выполнения контракта, документируя свои шаги, аккуратно переводя маркетинговые и творческие термины на юридически точный и опрятный язык. В этой работе очень важен опыт руководителей проекта, их ежедневная деловая культура и, простите за термин, «бюрократическая гигиена». Если менеджер работает в творческом беспорядке, проект может оказаться под угрозой.


Эмпатия к людям, работающим на государство

Казалось бы, само собой разумеется, что образ государства, созданный вечерними телепрограммами, и те, кто встречается в реальной жизни, — это две непересекающиеся вселенные. Но мы часто сталкиваемся с предубеждениями у новых сотрудников или коммерческих клиентов, что работа с чиновниками — это «ну всё понятно». Наш опыт показывает, что в государственных компаниях всегда работали очень образованные и идейно-заряженные люди, а, по мере того, как государство становится всё более цифровым, туда приходят не просто люди из бизнеса, но люди из компаний с самыми передовыми компетенциями. Да, действительно, архаичных процедур и порядков всё ещё в избытке, но на данный момент государство быстро омолаживается не только с точки зрения кадров, но и с точки зрения подходов и процессов.


Общественная нагрузка

Бизнес-подход «работаем строго по ТЗ» с государственными заказчиками не работает. Если вы находитесь в проектной команде, значит на время сели в одну лодку со всеми её участниками и стали частью механизма, который иногда называют «общественная нагрузка». Общественная нагрузка — это микрозадачи, которые «прилетают» по ходу работы над проектом, но они слишком незначительны, чтобы бюджетироваться отдельно. Проектов без «общественной нагрузки» практически не бывает, но много работать без оплаты экономика проекта тоже не позволит. Лучшее решение, которое мы увидели за время сотрудничество — бартер в виде PR-возможностей. PR — бесценный ресурс, которым государственные структуры действительно могут оплатить усилия наших специалистов.



Техническое задание — самый важный документ проекта

Если вы дочитали статью до этого места, возможно, вам показалось, что её тональность приторно-одобряющая. Что ж, пора надевать сердитое лицо и говорить о проблемах. Дело в том, что не все относятся к техническому заданию для госпроекта настолько серьезно, насколько следовало бы. Это жёсткая рамка, которая определяет всю логику проекта, начиная с условий работы и заканчивая формами отчёта. И, к моему огромному сожалению, консультации с отраслевыми специалистами на этапе разработки проектных заданий всё ещё очень редки.

У нас в компании целая коллекция абсурдных требований и пунктов ТЗ, которые попортили немало крови проектным командам. Кто просит брендбук текстов в «ворде» на 60 листов, кто за три дня — провести исследование по всей стране с отчётами. Непродуманные объёмы в непродуманные сроки — вот главный бич проектной работы с государством. Лавирование между разумными решениями и отчётностью утомляет даже самых профессиональных людей. Поверьте, ничто так не демотивирует, как ситуация, когда все кругом понимают, что ТЗ содержит откровенно бредовые пункты, но этот бред нужно исполнить, потому что этот документ — непреложная конституция проекта.

Именно из-за необдуманных технических заданий срываются закупки, и неэффективно используются наши с вами деньги. Хорошие профессионалы, видя неадекватные требования в задании, называют оправданно завышенные цифры, чтобы снять риски. Прибегают «тендерные спортсмены» и пользуются «дырками» закупочной документации, чтобы, выиграв за счёт низкой цены, сдать откровенную халтуру. Потратив время и деньги на халтурящих подрядчиков, приходится переделывать снова. «Я сделаю, как написано в ТЗ, а потом мой юрист будет объяснять, что всё сделано правильно и качественно.» Это цитата компании, рассказывающей о том, как «хорошо» они работают с государственными заказами.

Что делать? Всегда максимально плотно консультироваться с профессионалами заранее. Желательно, сразу как возникло поручение или идея проекта. Не нужно жалеть на это силы и время, практика показывает, что время на качественное техническое задание окупается спокойной и чёткой проектной работой.

И главное, только при таком подходе получается делать проекты для людей, а не для бюрократических механизмов. Разве не для этого мы работаем?


Ваш запрос отправлен. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Большое спасибо!