Целью данного эссе является определение понятий плагиата и цитирования, а также разбор причин заимствования приемов дизайна и умышленного присвоения авторства чужого произведения искусства. Кроме того, необходимо доказать, что оба понятия являются неотъемлемой частью дизайна и искусства в целом, и не стоит давать проблеме однозначную оценку. Вместо этого следует взглянуть на плагиат как на две разные парадигмы.
Нельзя забывать о том, что плагиат не так однозначен, и идея мимесиса была всесторонне разработана в античной эстетике начиная с Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Последний утверждал, что продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи, а художник не творит самих форм, и лишь подражает красоте космоса. Позже последователь Аристотеля Фома Аквинский провозгласит свой тезис, что «искусство подражает природе» (ars imitatur naturam). Согласно этому учению, всё искусство и есть плагиат.
Тема плагиата и цитирования не теряет актуальности с момента возникновения самого явления. Плагиат всегда волновал людей различных профессий — научные деятели, писатели, художники, дизайнеры часто сталкиваются с одной и той же проблемой, задают и отвечают на одни и те же вопросы. С учётом этого, для написания эссе были использованы материалы, относящиеся не только к дизайну, но и к плагиату в целом. Ответы на поставленные вопросы были найдены также в философских учениях, исторических фактах и научных статьях, относящихся к плагиату в литературной области.
Определение понятий плагиата и цитирования
Плагиат — присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных заимствователем.
Цитирование — явление, пересекающееся с прямой, косвенной и не собственно прямой речью, как с определенными синтаксическими шаблонами. Функционируя в авторском повествовании, цитирование принимает участие в формировании типа высказывания.
Ещё одной формой, часто отождествляемой одновременно с цитированием и с плагиатом является пастиш. Пастиш
(от итал. pasticcio — опера, составленная из отрывков других опер, смесь, попурри, стилизация) — термин постмодернизма, редуцированная форма пародии. На первых этапах осмысления художественной практики постмодернизма трактовалась его теоретиками либо как специфическая форма пародии, либо как самопародия.
В условиях информационной вседоступности стало сложно контролировать разделение понятий плагиата и цитирования. Определение плагиата как
«присвоения чужого без ссылки на авторство и без внесения изменений, наказуемого посредством закона» также поднимает вопрос неумышленного плагиата, когда идея, лежащая на поверхности, находит выход в работах нескольких авторов. Точно так же не ясно, можно ли считать воровством следование распространённым трендам и использование универсальных форм. Не стоит забывать и про схожие произведения искусства, возникшие под влиянием определенных исторических ситуаций в совершенно разных культурах.
Стадиальная общность — типологическое единство исторической ситуации разных культур, которые при своей географической и даже темпоральной отдаленности друг от друга зачастую порождают схожие образы и произведения. Росписи в неолитических склепах Скандинавии весьма напоминают граффити живущих вне цивилизации африканцев, а грубо слепленная керамика, декорированная геометрическим орнаментом или оттиском верёвки, попадается у всех без исключения народов мира.